Монс. Хосер: «В Меджугорье семьи находят свои корни»

«Кризис семьи ужасающ, и нужно возвращаться к началу, к Божиему замыслу, к образу Святого семейства. Именно поэтому столько семей приезжает в Меджугорье». Это слова архиепископа Хенрика Хосера, постоянного апостольского визитатора в приходе Меджугорье, на вигилии во время Всемирной встречи семей в Дублине.

«Сегодня, когда кризис семьи ужасающ, критическое значение имеет возвращение к корням, к Божиему замыслу, к образу Святого семейства – именно поэтому так много семей приезжает в Меджугорье». Это слова монсиньора Хенрика Хозера, польского архиепископа, 31 мая назначенного Папой Франциском постоянным апостольским визитатором в приходе Меджугорье. Его миссия исключительно пастырская, но говорит о внимании Святого Престола к окормлению миллионов паломников, которые приезжают в этот небольшой городок в Герцеговине, где, как считается, в течение последних тридцати семи лет является Богородица. Свою миссию монсиньор Хозер исполняет в тесном контакте с местными священниками и паломниками.  Каждое утро в 7.30 он служит Мессу на хорватском в церкви святого Иакова, и по окончанию ее мы подошли к нему поздороваться. Узнав, что я журналист, он поначалу насторожился («Я не буду говорить о Меджугорье»), но стал более открыт, когда я попросил об интервью на тему семьи. Беседу мы продолжаем в одной из комнат администрации прихода – просторной, хотя обставленной по-спартански двумя столами и несколькими стульями, где есть возможность спокойно пообщаться.

— Монсеньор Хосер, одна из самых поразительных вещей в Меджугорье – это то, как много семей в полном составе приезжают сюда в паломничество. В то же время это наводит на мысли о Дублине, где в ближайшие дни пройдет Всемирная встреча семей, которую основал св. Иоанн Павел II в 1994 г. и которую с тех пор проводят каждые три года. В Меджугорье семьи приезжают спонтанно, без всякого официального созыва. Чем можно это объяснить?

— Они приезжают, потому что находят здесь корни семьи. Марианский культ в Меджугорье связан с фигурой Богородицы, покровительницей семьи. Даже не делая семью основной темой, люди приезжают сюда, чтобы слушать и учиться не только призванию, но и миссии семьи в мире. Они учатся, как проживать свое призвание в исторический момент, когда кризис семьи достиг пика. Несколько дней назад меня потрясло, когда я узнал, что по данным Евростата, семьдесят процентов семей в Ирландии рождаются вне брака. Семьдесят процентов! Невероятно, если вспомнить, что это католическая Ирландия.

— И дети – первые жертвы этого кризиса.

— Это совершенно ужасно. Особо выдается среди всего феномен педофилии, не только среди священников, но и в обществе. Это посягательство на детскую святость и невинность. Господь говорит совершенно ясно, в чем тяжесть этого греха, и это худший грех, который доминирует сегодня в обществе. Это самый явный признак того, что связь с Господом нарушена. Сегодня очевидно, что общество живет лишь в горизонтальном измерении, то есть без ориентации и без направления. Единственный общий знаменатель, это, похоже, экономика, личный интерес и эгоцентричная личная удовлетворенность.

— Если в такой сложной ситуации столько семей приезжает в Меджугорье, по-видимому, здесь присутствует некий посыл, который актуален также для тех, кто будет на встрече в Дублине в ближайшие дни. В чем состоит этот посыл?

— Нам нужно вновь предложить в качестве образца Святое Семейство и подумать над теми факторами, которые создают здоровую, проживаемую в святости семейную жизнь, — начиная с материнства Божией Матери, которая является также и нашей Матерью и Царицей мира. Начинать нужно с внутреннего мира, с мира в сердце, с того, чтобы «открыть ваши сердца Богу». Это основа всего. Разлад в парах рождается именно из разлада в сердце — мы обвиняем друг друга, а затем отдаляемся друг от друга. В обществе происходит сегодня то же самое: все обвиняют всех — это работа лукавого, он мастер обвинений и разделений. Вспомним самое начало: Адам обвиняет Еву, и вместе они обвиняют Бога. Богородица же — Царица мира, Она помогает нам воссоздать единство в сердце и затем единство с другими, в семье, в обществе, в отношениях между народами. Без этой материнской фигуры мы большими экономическими и технологическими усилиями выстроили вавилонскую башню и оказались в растерянности и рассеянии.  Кардинал Люстиже говорил, что противовес вавилонской башне – это Пятидесятница, когда после сошествия Святого Духа все понимали святого Петра на своих языках.

— Какова задача святого Иосифа в Святом Семействе?

— Он – важная фигура в сегодняшнем обществе. Французская революция убила фигуру отца, отцовство Бога-Отца. Иосифу поручена ответственность за женщину и ребенка. Это к Иосифу обратился архангел: «Возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет», и он же затем должен был привезти их обратно в Назарет. Это его ответственность. Ему также доверена ответственность защищать Божию Матерь, пока Она ожидала Дитя, и он становится свидетелем рождения Иисуса. Многие годы он был наставником Иисуса в Его человечестве. Неслучайно в каноне Мессы Иосиф упоминается прежде апостолов.

— А Сын…

— Один из самых трогательных моментов — эпизод с двенадцатилетним Иисусом, когда родители ищут Его и Богородица говорит: «Отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя повсюду», а Сын настаивает на Своей перспективе жизни – Творить волю Отца. И это сразу становится также перспективой Марии и Иосифа, так как они открывают Иисуса не только как Сына человеческого, но и Сына Божиего.

— Св. Иоанн Павел II был твердо убежден, что последняя битва между Богом и сатаной будет вокруг семьи. По этой причине он хотел создать Папский совет по семье, Институт изучения семьи и Всемирные встречи. Согласитесь ли вы, что осознание этого в Церкви сегодня утрачено?

— Да, безусловно. Но прежде всего мы утратили понимание начала, понимание Божиего замысла о творении. В беседах с фарисеями Иисус всегда обращается к началу, к примеру, когда Ему ставят вопрос о разводе. Мы возвращаемся к тому же: к нарушению союза с Богом, которое не позволяет нам иметь цельное понимание реальности. Все фрагментировано, как распавшаяся мозаика. Трудность для семей сегодня в том, чтобы проживать свою бытийную, онтологическую, метафизическую сущность. Все это нам нужно восстанавливать, именно поэтому верующих привлекают большие марианские святилища: через человечество Марии и Иисуса мы заново открываем Божий замысел.

— Есть ли польза от этих Всемирных встреч? Многие в этом сомневаются.

— Проблема на самом деле в том, что не хватает работы на базовом, низовом уровне Церкви. То, что происходит в приходах и отдельных общинах, важнее того, чего достигают на конгрессах, потому что на конгрессы едут те, кого убеждать уже не надо. В мире такое количество конгрессов, где обсуждают семью, биоэтику и естественные методы, но на уровне приходов при этом делается очень мало. Это трагедия, когда даже священники не всегда хорошо подготовлены в отношении пастырского окормления семей. Речь не только о продвинутых психологических идеях или обучающих диалогах. Надо понимать и духовную сторону, и физический аспект семьи. Я доктор со специализацией по биоэтике, я знаю, что́ подразумевает биология парных отношений, что это не второстепенно, это очень важно в отношениях.

— Встреча в Дублине совпадает с обнародованием шокирующих фактов о сексуальном насилии на протяжении длительного времени со стороны священников и даже епископов. Спорно и то, что Всемирная встреча семей принимает людей, которые продвигают в Церкви повестку ЛГБТ.

— Истории о священниках, совершивших сексуальное насилие, — это огромный скандал. Те, кто совершил эти действия, должны быть немедленно отстранены от священнического служения.

— Некоторые пытаются воспользоваться этим, чтобы «нормализовать» гомосексуальность.

— Этого Церковь принять не может. К сожалению, есть епископы, которые играют на этом, говорят немножко «да» и немножко «нет» и оправдывают это тем, что в конечном счете такими их создал Бог. Но это неправда. Бог создал человека как мужчину и женщину. Церковь никогда не может воспринять эту идею. Против этого нужно бороться. Я не раз совершенно ясно высказывался против гендерной идеологии. Главные ее жертвы – молодые люди, отчасти из-за того, что все средства массовой информации эротизированы, реклама, интернет полны эротизма. Убеждение, что все должны заниматься сексом, все без исключения, потому что это полезно, помогает от депрессии и т.д., ужасно. Секс свели к функциям спорта и гигиены. Молодых людей не учат целомудрию, и это катастрофа: без владения собой верность невозможна. А верность – критерий настоящей любви.

— Очень часто, сталкиваясь с этой ситуацией, клерики вместо того, чтобы говорить правду, уклоняются в «политическую корректность». И семьям не на что опереться и не к кому обратиться за помощью. Что делать обычной семье, ищущей руководства?

— Это правда, мы в пустыне. Надо поворачиваться к Богу, потому что только Он может вмешаться. Мой епископский девиз: «Бог более велик»: надо молиться, чтобы Он вмешался в эту ситуацию. Явления девятнадцатого и двадцатого веков, безусловно, представляют собой пример такого Божиего вмешательства, особенно Фатима. Я люблю размышлять о жизни Моисея: он прожил всего сто двадцать лет, то есть трижды по сорок лет. Сорок, как известно, число символическое. Оно обозначает не хронологическое время, а kairos, время совершения чего-либо. Первые сорок лет Моисей провел в учении: посещал школу фараона, изучал науки, искусства…В следующие сорок лет он стал революционером, стремился осуществить свои идеи и изменить мир — революционер. Поэтому потерял все. В этот момент и вмешивается Бог: он встречает Бога в горящем кусте, и последние сорок лет жизни проводит в миссии, которую направляет Бог. Сегодня мы в той же ситуации, что и Моисей в конце своих вторых сорока лет — в пустыне. Надо призывать Божие вмешательство.

Источник: medjugorje-info.com/lanuovabq.it. Перевод: «Свет Марии»

Прокрутить вверх