Через пост мы открываемся Богу (Катехеза апостольского визитатора Меджугорья монс.Хенрика Хосера на семинаре поста, молитвы, тишины)

Я думаю о том, сколько чудес произошло в Доме мира (Domus Pacis) в Меджугорье, и особенно в этой небольшой подвальной комнате – простой часовне, которая с начала девяностых годов сделалась местом и молчаливым свидетелем преображения сердец. Программа семинара поста, молитвы и молчания, скромная обстановка и «лучший хлеб в мире» — все это стало средством к тому, чтобы открывать сердце Господу.

И в последнем Своем послании Богородица также приглашает нас: «Молитесь больше и откройте ваше сердце Моему Сыну Иисусу».

С помощью поста, молитвы и чтения Божьего Cлова мы открываем себя и создаем пространство для Него и действия Его любви. Освобождаемся, исцеляемся, очищаемся и к концу семинара становимся еще более близкими друг другу, братьями, способными обнять свою жизнь и весь мир вокруг нас. В посте мы позволяем Богу исполнить в полноте Его замысел о нас.

«Живите особенно в посте, ибо с помощью поста вы достигнете и доставите Мне радость исполнения Божиего замысла, который Бог имеет здесь, в Меджугорье», — сказала нам Богородица в послании в 1985 г..

Об этой радости – отдать себя в распоряжение Богородице и приносить радость Ей —  могут свидетельствовать и несколько участников из группы сорока пяти паломников, которые принимали участие в семинаре поста, молитвы и молчания с 21 по 26 октября 2018 г. в Меджугорье. Семинар вел отец Маринко Шакота.

В группе было несколько участников из Белоруссии и Украины, десять православных верных из России, и большинство — из Латвии. Сопровождал их священник, ранее служивший миссионером в Латвии, сам из Польши.

Всех этих людей когда-то насильно удерживали вместе. И как много в них оказалось общего, следов, оставленных коммунизмом: одни и те же травмы, схожая боль и в конце — всегда одни и те же тоска и крик сердец по любви.

Сегодня в школе Богородицы, в Ее близости мы, соединенные теплом Материнской любви, стали ближе, более расположены к тому, чтобы вместе расти и соработничать в осуществлении Ее замысла о мире.

Трогательно было наблюдать за лицами участников, как они впитывали каждое обращенное к ним слово и внимательно записывали то, что их коснулось.

Так поразительны были их открытость и голод по Божьему Слову.

Некоторые из них говорили, что этими словами будут жить еще долго, потому что возможность участвовать в таком или подобном семинаре бывает нечасто — из-за нехватки священников, финансовых средств и т.д.

В конце семинара мы получили еще один большой подарок и благодать, когда группу посетил архиепископ Хенрик Хозер, принесший своей улыбкой и дружеской речью столько радости и надежды.

Приводим здесь некоторые мысли из его обращения к группе.

Катехеза апостольского визитатора Меджугорья монсеньора Хенрика Хосера

Через пост мы открываемся Богу

«Как я понимаю, это уже окончание ваших духовных упражнений. Основным содержанием этого семинара были молитва и пост. Я подошел к вам как раз, когда вы в тишине поклонялись Иисусу. Нам важно понимать, что пост – неразлучный друг молитвы. Вспомните, как в Гефсиманском саду молился Господь Иисус. Это была самая драматичная молитва в истории мира. А чем занимались тогда апостолы? Спали! Иисус сказал им: «Не могли ли вы один час бодрствовать со Мной?» В Меджугорье поклонение Святым Дарам или почитание Креста продолжаются один час.

Пост касается, прежде всего, человеческого тела, а у тела свои потребности: потребность в пище, потребность в питье. Утоление голода и жажды совершенно справедливо. Но мы знаем, что миллионы людей в мире голодают и не могут удовлетворить основные потребности своего организма. На последнем суде Иисус скажет: «Я был голоден, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня».

Одна канадская миссионерка рассказывала, что ей довелось видеть на Гаити. Это очень бедный остров в Центральной Америке. Там сильный голод и нищита, потому что страна разграблена теми, кто ей правят. Она видела, как голодные дети делают блины из грязи и едят их, чтобы обмануть желудок… Первый шаг – дать организму насущное, а потом можно есть досыта. Например, в прописанные дни, в которые по правилам можно есть только один раз в день, нельзя переедать. А ситуация такова, что многие люди не знают границу сытости. Всегда едят чрезмерно и оттого очень полные.

В Соединенных Штатах в Сан-Франциско я видел людей настолько полных, что они больше не могли ходить, их перевозили на автомобилях, и их возили в инвалидных колясках по ресторану, где они, опять же переедали.

Они способны поститься. Они не могут сказать: достаточно, больше не ем! То же относится и к питью: обычных напитков им недостаточно, нужно водку. Вы знаете, сколько ее употребляют, и оттого во всем мире огромная проблема алкоголизма.

Люди не умеют остановиться, не умеют поститься.

Все современные зависимости — от лекарств, наркотиков, и также невозможность полового воздержания, — от недостатка поста.

И для этого здесь мы и постимся, чтобы напомнить себе, что управлять нашей жизнью должно не тело, но ум и дух. Наше тело важно, однако оно должно находиться под управлением духа. Только если дух силен, можно поститься. Только силой духа можно сказать: Достаточно, больше не ем. Больше не пью.

Когда мы начинаем поститься так, как сейчас попробовали вы, — на хлебе и воде, из нас выходит то, что другим способом никогда бы не вышло. Без этого вы никогда не осознали бы того, что в вас скрыто, — и плохое, и хорошее. Пост дает нам возможность управлять своим духом. Также пост открывает нас Богу — для этого существует Великий Пост. В прошлом в течение Великого Поста постились серьезно. В начале его, в Чистую среду, даже отмывали тщательно всю посуду, чтобы не оставалось никаких следов жира. Люди умели поститься по-настоящему. Сейчас так не постятся. Но все же остается пост в пятницу. Я советовал бы вам по окончанию этих духовных упражнений, когда вы вернетесь домой, продолжать поститься по пятницам.

Пример поста дал нам сам Господь Иисус, который начал Свое явное служение сорокадневным постом. Этот сорокадневный пост символизирует сорок лет пребывания израильтян в пустыне. Там они могли есть лишь столько, чтобы утолить голод. Они получали манну на один день, которая не хранилась даже до завтрашнего дня, чтобы евреи поняли, что все исходит из Божьих рук. Каждый день им давалось лишь столько, чтобы можно было прожить. Воды у них также не было, но Моисей добыл им воду из скалы. Пустыня — это модель, пример молитвы и поста. Там Бог явился Своему народу, показал ему, кто Он и чего желает от нас.

Куст Моисея в пустыне разросся…  Если вам приходилось бывать на Святой Земле, у подножья горы Синай находится монастырь святой Екатерины, а рядом с ним куст, который не умирает и всегда зелен, потому что Бог всегда жив. Бог есть жизнь и дает и нам жизнь.

Во Франции есть хорошее выражение: «Сделаю то или другое, если Бог даст жизни». Бог – Податель жизни. В пустыне Он дал нам десять Божиих заповедей. Значит, если мы участвуем в духовных упражнениях, таких, как этот семинар поста, то, видимо, для того, чтобы напомнить себе, что́ говорил Бог и что от нас ожидается. Десять Божиих заповедей очень кратки. Это очень краткие предложения, которые представляют собой или повеления, или запреты.

Когда я обращаюсь к молодёжи, когда уделяю Таинство Миропомазания, я говорю им, что десять Божиих заповедей – это как дорожные знаки предписания и запрета. Это самые сильные и строгие знаки. Если мы не выполняем указания знаков предписания и запретов, то приходится платить штраф, без обсуждений. Кроме того, как вы знаете, бывают знаки информирующие, которые сообщают, что впереди, к примеру, поворот, или что будет подъем или уклон на столько-то градусов вниз или вверх.

В Евангелии Иисус также дает нам различные указания, своего рода предупредительные знаки – берегитесь того, обращайте внимание на это. И отец Маринко давал вам здесь некоторые такие напутствия. Помимо этого, бывают знаки, которые информируют, что тут находится какая-то точка, где можно поесть. Так же можно смотреть и на Божии заповеди и евангельские наставления. Тот, кто открыт Богу и принимает Духа Святого, может действительно жить, руководствуясь Евангелием, и это не сводится лишь к классическим монашеским обеты, таким, как целомудрие, бедность и послушание.

Господь Иисус оставил нам различные напутствия. Были ли вы сегодня на Мессе? Помните Евангелие? Иисус сказал: когда вы видите облако, говорите, что будет дождь, так же видите, когда ожидать зноя, — а знаки времени различать не умеете. Что такое эти знаки времени? Это способность читать нашу реальность, все происходящее, факты и события в свете Евангелия.

В разных ситуациях нужно всегда напоминать себе, что́говорится об этом в Евангелии, как бы поступил Господь, что́сказал Иисус о том или этом.

Например, если ты с кем-то поссорился и говоришь: «Я с этим человеком больше не разговариваю. С этим соседом никогда не буду иметь ничего общего», нужно напомнить себе, что́Господь говорил о прощении. Сколько раз следует прощать? Способность читать евангельские наставления – это большая мудрость жизни. Само Евангелие – большая мудрость жизни. Купите себе, если у вас еще нет, хотя бы Новый завет, хотя и в Ветхом немало того, что стоит знать.

Я часто говорю, если правильно усвоил это от своего катехизатора, что в Библии семьдесят две книги, а если эти цифры поменять местами, то будет двадцать семь, и именно столько книг в Новом Завете. Ветхий Завет – это своего рода источник знания о человеке. Это повествование о человеке, охватывающее всю историю, две тысячи лет, где присутствуют все ситуации в жизни, возможные и невозможные, для того, чтобы мы знали, как люди реагировали на то или это, как жили и какова природа человека.

Одновременно Библия – это история того, как Бог стал открываться, являть Себя. Он явился Аврааму, патриарху, пророкам, и так далее. А Новый завет и вовсе есть, прежде всего, явление Бога. Потому что на чем стоит христианство?

Первое – на том, что Бог стал человеком, то есть принял на Себя тот образ жизни, которым живем мы. Тело, которое есть у нас. И когда мы молимся, мы молимся с Ним не только как с Сыном Божиим, но как с Сыном человеческим. Господь Иисус сказал нам, что мы молимся нашему Отцу: Его и нашему. У нас общий Отец. У нас с Иисусом общий Отец.

Это первое, мы называем это Воплощением и, благодаря адорации верим, что Иисус Христос жив в виде хлеба.

А другое, что открыл нам Иисус и чего не было ни в одной другой религии, — это то, что Бог един в Троице. Единый Бог — три Божественные личности.

То, что Бог — в трех личностях, означает, что между тремя этими личностями существуют отношения. Вы знаете этот прекрасный образ Рублева, где три божественные личности сидят за столом, и каждая из них смотрит не на себя, но друг на друга?

Это общение Божественных личностей в Троице настолько близко, настолько взаимосвязано, что это – единый Бог.

И наше подобие Богу, поскольку мы сотворены по образу и подобию Божиему, означает, что и мы, подобно Богу, живем в отношениях. И ощущаем себя одинокими, если не имеем этих отношений.

Бог, сотворивший нас, знал, что человеку нехорошо быть одному, и привел ему жену. Это род отношений, подобный отношению Божественных личностей в Троице, в том смысле, что Господь сказал, что двое будут в одну плоть. Они образуют такую общую жизнь, что становятся одним целым. В этом — наше подобие Богу, поэтому нужно очень внимательно беречь свои отношения с другими, чтобы избегать расколов, как огня. В сегодняшнем чтении из Литургии часов на это обращается особое внимание.

Теперь, после такого опыта, который вы пережили на семинаре поста, вы уже другие люди, обновленные, будете иначе смотреть на других, на самих себя, и прежде всего, будете открыты Духу Святому».

Прокрутить вверх