
Среди посланий, которые Царица мира передавала с самого начала, есть также призыв к посту. Сначала это был один день, по пятницам, а затем – 14 августа 1984 г. – пришел призыв и ко второму дню поста, по средам. Также был указан способ поста: хлеб и вода.
Хотя сегодня о посте говорят мало, а постятся того меньше, пост – это библейское послание, которое, наряду с молитвой, без сомнений, очень важно. Пост имеет многогранное значение и для души, и для тела, и для духа. У него есть свои библейские и исторически-литургические причины и особая сила в сочетании с молитвой. Так, Иисус однажды сказал апостолам, что они не смогли ничего сделать, не освободили человека от злого духа, поскольку такие бесы изгоняются только постом и молитвой (см Мк 9:29).
Подобный способ поста и момент, когда о нем просят, можно и нужно связать с педагогикой Марии, которую Она предлагает нам в Меджугорье. В основе этой педагогики, безусловно, евхаристия. Она находится в середине меджугорской трехчасовой вечерней программы [по времени], но должна быть в центре также и по своей ценности. Марианская духовность, по сути своей, требует поста. Мария – Царица пророков, и, как все пророки стремились к молитве, посту и обращению, чтобы обрести мир, так и Мария призывает и предлагает тот же образец: обращение, пост, молитва и затем – МИР как благодать и плод.
К пророческому аспекту поста в марианской духовности, безусловно, можно добавить и его евхаристический аспект. Так, единственной целью и, без сомнения, единственным устремлением педагогики Марии может и должно быть привести нас к Иисусу. Она, конечно, хочет, чтобы мы умели слушать слово Божие и умели и были способны встретить Христа в хлебе. И, как Христос прежде Сам умножал хлеб и говорил о нем, чтобы подготовить Своих апостолов и учеников к евхаристии, так и Мария призывает открывать хлеб наш насущный так, чтобы вначале проживать два постных дня с этим хлебом, а затем делаться способными открывать также красоту и значение хлеба небесного. Пост, к котором нас призывает Мария, означает не голодание или особое воздержание, но жизнь с хлебом, чтобы мы умели жить с евхаристией. Хлеб всегда – знак жизни. Открывая хлеб и живя в простоте с этим хлебом, мы будем открывать и осознавать жизнь в ее полноте. Жизнь и физическую, и духовную. Тот, кто проживает два дня с хлебом, обнаруживает новые аспекты своей жизни, жизни других и жизни божественной. Проживая два дня в простоте с хлебом, человек постепенно освобождается от стремления к беспорядочному обладанию, к беспорядочному наслаждению этим миром. Он осознает сердцем, чем владеет, что имеет и еще больше — что ему на самом деле нужно. С помощью поста восстанавливается гармония в теле, а через лучшее осознание и принятие подлинной иерархии ценностей восстанавливается порядок в душе. Это, по сути, курс очищения, выраженный и символически, и реально в стремлении прожить два дня с хлебом и водой.
Это лучшая подготовка к молитве, потому что сердце освобождается и становится способным погружаться в молитву, а тем самым, это лучшая подготовка ко встрече в евхаристии. Пост открывает нам глаза на то, что мы имеем и в чем нуждаемся, а через это мы становимся способными делиться с другими и, таким образом, быть для других даром и приносить дары. Так пост оказывается лучшим путем к социальной справедливости, которая порождает мир. Тот, кто постом очищает свою душу, возрастает в вере, т.е. в глубоком понимании сердца, что Бог есть Создатель и Господин всего. Через это восстанавливается доверие и уходят страх и тревога.
Что же касается пожелания поста по средам и пятницам, то, помимо исторических, есть и евхаристические причины. Так, четверг в церковной традиции всегда был днем евхаристии, потому что четверг – день Тайной вечери, то есть первой мессы. Проживать день до и день после с хлебом значит не что иное, как готовиться ко встрече в евхаристии и затем проживать следующий день со Христом, хлебом жизни. Раньше пост непосредственно перед причастием был более строгим. Так, по церковному закону следовало поститься с полуночи до момента причасти. Нельзя было ни есть, ни пить. Пост, воздержание от пищи и питья, был полным. Со временем этот евхаристический пост свелся к часовому воздержанию от пищи и питья перед причастием. Тем не менее, в своде правил православной церкви и некоторых католических церквей на востоке пост до сих пор сохраняется в гораздо большей мере, чем в католической церкви.
Конечно, нужно всегда иметь в виду, что пост – не цель сам по себе, а средство, чтобы человеку, такому, какой он есть, было легче встретиться с самим собой и, таким образом, быть готовым ко встрече с другими и со своим Богом.
„Дорогие дети! Сегодня Я призываю вас начать пост от сердца. Есть немало людей, которые постятся, но потому, что постятся все. Возник обычай, который никто не хочет нарушать. Я прошу приход поститься в благодарность, что Бог позволил им, чтобы Я оставалась так долго и в этом приходе. Дорогие дети, поститесь и молитесь сердцем! Спасибо вам, что вы отозвались на Мой призыв!» (20 сентября 1984 г.)
Особенно важно отметить, что Богородица пожелала, чтобы мы постились сердцем. Это, с одной стороны, значит с любовью, не через силу, не уныло, но сердцем, радостно. И даже если будут какие-то трудности, чтобы их переносили с радостью. И Иисус также говорил о посте и постился:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16-18)