
Один из важнейших и наиболее подчеркнутых аспектов мессы и происходящего на ней — это исцеление, оздоровление, духовное, душевное и телесное. Грех, по своей сути, – всегда разрушение чего-то, что существует или препятствие чему-то, что должно существовать, расти и развиваться. Все, что разрушает дружбу, радость, любовь, доверие, надежду, веру или препятствует возрастанию этих ценностей, — по сути, грех и греховно, а там, где присутствует грех, человек травмирован, болен и неспособен к жизни, для которой создан. При этом, не умаляя человеческий порок и ответственность за грех, нужно иметь в виду и человеческую немощь в борьбе как с личным грехом, так и в сопротивлении злу в обществе, разрушению, уничтожению, поруганию.
Христианин, участвующий в совершении евхаристии, возобновляет в себе глубокий процесс внутреннего исцеления — и довольно часто также выздоровления физического в подтверждение, что произошло исцеление внутреннее. В Евангелии от Луки 5:17-25 написано:
«В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших? Что́ легче сказать: «прощаются тебе грехи твои», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял на чём лежал и пошел в дом свой, славя Бога» (Лк 5:17-25)., преображенному
Мы не должны бы выходить из церкви, не исцелившись внутри, не обретя новую свободу от греха и новую свободу для нового преобразующего действия в мире, — а, выйдя, мы призваны нести этот дар исцеления дальше. Однако это не значит, что все мы призваны совершать чудеса видимые, чудеса зримого рода, — но, прежде всего, те, что происходят от любви. Любовь – сила, которая исцеляет, потому что, прежде всего, нам нужно исцеление внутреннее.
Обратиться к кому-то со словом надежды и поддержки, дать добрый совет, уметь пойти навстречу означает исцеление – потому что, как одно дурное слово убивает душу, погружает во тьму, отнимает радость, мир и смысл жизни, так и одно доброе человеческое слово, вырастающее из слова Божиего, совершает обратное. Человек больше всего ранен и болен, когда ближний не отдает ему себя, — и здоров и исцеляется тогда, когда люди ему себя отдают и когда он сам становится даром. Можно вспомнить, что для ребенка еще до рождения имеет значение, ожидают ли его родители с радостью, как дар, или отвергают. Тем более это верно, когда такое отдание или неотдание себя в дар происходят позднее в жизни. Многие духовные, душевные, а также физические болезни тесно связаны с отданием, точнее, неотданием себя в дар.
Быть человеком веры, жить евхаристией и переживать ее в повседневной жизни, работе и встречах с людьми значит исцеляться и быть целителем. Молиться, жертвовать собой, отдавать себя – это и значит быть целителем. Делая это, мы поймем, что значит: Я пришел к грешникам и больным.
Идите с миром – и приходите опять
Выходя из церкви с мессы с благословением и стремлением идти с миром, мы вновь обретаем благодать — но также и задание жить в повседневной жизни так, чтобы самим стать благословением — bene-dicere: говорить хорошо со всеми и о всех, словами и действиями. Это Божие задание — освящать жизнь благословением и миром. Это, по сути, возвращение Бога в мир, который однажды непослушанием Его отверг, разорвав дружбу. Это подготовка пути Господу, Его прихода и пребывания с сынами человеческими.
Кто решится на эту задачу всерьез и примет ее сердцем, будет иметь немало трудностей, но также и радости в жизни. С ним произойдет то же, что с Ильей-пророком. Он измучается от человеческой злобы, безрассудства, глухоты и слепоты и окажется в искушении: оставить ли все и бежать из этого мира или поддаться злу? Это может происходить каждый день. Чем более осознанно мы боремся со злом за добро, тем более подвержены внутреннему истощению, — и именно тогда наступает момент, который должен заново призвать нас к Иисусу, к литургической жертве, чтобы вновь начать путь вместе с Ним и продолжить искупление этого мира и собственной жизни.
Однако не только обновление духовных сил, но также и благодарность должна побуждать нас к ежедневной встрече в молитве и, как можно чаще, к евхаристической жертве. Тем самым мы сможем продолжать единство жизни. Тем самым мы будем живой жертвой во хвалу и славу Бога-Отца. Аминь.