Хлеб небесный дал ты им! (о. Славко Барбарич, OFMф)

Одно из удивительных событий, которые пророчески предварили евхаристию, — это, конечно, манна в пустыне. В нем особым образом проявляется и предвосхищается роль будущего хлеба небесного.

Жизнь, человеческая жизнь, во многом напоминает переход через пустыню. Человек подвержен скорбям и страданиям, переживает духовный и материальный голод и жажду, в искушениях легко останавливается перед препятствиями и проявляет неуверенность, теряет силы и сдается на пути к обещанному. Однако Бог всегда рядом и питает его. Он – Эммануил, Бог с нами и за нас, новый хлеб, хлеб для жизни мира.

Книга Исход (16:1-16) говорит:

«И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. И сказали Моисей и Аарон всему обществу сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас? И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа. И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лицо Господа, ибо Он услышал ропот ваш. И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.

И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. […] Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» (Книга Исход 16:1-16, 35).

 

ВСТАНЬ И ЕШЬ!

Не только слова пророков, но и события из их жизни, и то, что они переживали в своем служении, — послание и урок для верующих.

Илия известен особо выступлениями и борьбой за единого Бога. Однако переживание безбожия своего народа в какой-то момент довело его до отчаяния, и он бежал. В отчаянии он хотел умереть, поскольку жизнь и миссия пророка сделались для него слишком тяжелы. Но когда он лег под можжевеловый куст, желая умереть, все началось заново: Бог для него хотел не смерти, но жизни и служения. Когда Бог посылает и дает миссию, Он нередко допускает нам ощутить свою слабость, бессилие и усомниться в себе, чтобы в нашей слабости проявилась Его сила, — именно это и произошло с Илией. Его пробуждает ангел, он насыщается хлебом и напивается водой, чтобы быть в состоянии продолжить дальше свой путь.

Нетрудно увидеть, что заключено в этом пророческом событии, как и то, что предложено [человеку] в евхаристическом присутствии Христа, и значение этого присутствия для человека, проходящего пустыней жизни.

Третья книга Царств (19:1-8) повествует:

«И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них. Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись той пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (Третья книга Царств 19:1-8).

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх