Годовая исповедь (о. Славко Барбарич, OFM)

Мы все знаем, что одна из церковных заповедей гласит: исповедоваться в своих грехах, по меньшей мере, раз в год и причаститься Таинством Евхаристии в пасхальный период. Такая позиция Церкви имела свои причины, но в нашем размышлении мы не будем объяснять эти причины. Однако, можно сказать с уверенностью, что в мышлении многих верующих существует понятие об одной исповеди в год.

Если мы сравним духовную жизнь с телесной, то грех – это болезнь. И можно легко себе представить, как опасно исповедоваться только один раз в год. Разве мы ждём год, когда нас что-то беспокоит, когда знаем, что больны? Нет, мы сразу начинаем искать врача. Как тяжело становится жить, если врач сообщает нам что мы пришли поздно, болезнь прогрессирует и уже ничего нельзя сделать. Как страшно и безнадёжно звучит в ушах больного такой диагноз!

Поэтому, когда мы согрешим, навредим себе или ближнему, не стоит ждать ни минуты, ведь душевные раны и внутренние конфликты, которые мы носим в себе, не пытаясь ничего с ними сделать, становятся только опаснее. Такие раны убивают духовную жизнь человека.

Не стоит ждать годовой исповеди. Это опасно для души. С таким подходом верующего, грех не рассматривается как нечто, от чего следует как можно скорее освободиться и сразу открыть своё сердце для благодати примирения и прощения. Грех притупляет разум и сознание человека. Человек становится бесчувственным. Такое состояние опасно как для самого человека во грехе, так и для общества или семьи, в которых этот грех совершается. Это смертельный удар для единства, любви, мира и для любой духовной практики. Такое состояние необходимо исправлять. Важно понять, что не стоит ждать или откладывать исповедь, точно также, как и не стоит ждать с лечением болезни, которая не лечится сама по себе, но со временем становится только опаснее для жизни.

Верующий быстро привыкает к своему состоянию в грехе и продолжает считать себя хорошим христианином. На самом же деле он перестаёт уклоняться от зла, постепенно становясь точно таким же, как люди, не познавшие Бога. Из-за этого его христианская жизнь становится поверхностной и незрелой. Его отношение к Богу и Христу начинают искажаться, он становится господином и судьёй самому себе. Им овладевает гордыня. Окружённый тьмой и злом, уверенный в собственных силах своего разума и труда, он становится очень далёк от даров Святого Духа. Наблюдая такую ситуацию, мы понимаем, что имел ввиду святой Павел, говоря: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:18,19), и больше не знают, что является истинным добром. Совесть здравомыслящего христианина не позволяет забыть или проигнорировать какой-то грех. Она всегда призывает воспротивится греху, порой даже ценой жизни, чтобы дары Святого Духа могли расти и развиваться.

Кроме ежемесячной исповеди, а также исповеди от случая к случаю, стоит задуматься об исповеди всех членов семьи перед каким-то важным праздником или событием в семье, например, крещение, венчание, но также и во время серьёзных переживаний, конфликтах в семье. Каждая семья, члены которой серьёзно относятся к Таинству Примирения, обязательно найдет такую возможность.

Во многих странах есть прекрасный обычай: перед приходским праздником, настоятель прихода и остальные священники призывают всех прихожан прийти на исповедь.

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх