После того, как вступление торжественно спето, народ радостно восклицает Тому, кто грядет. Он благословен, Он послан от Отца. Он свят. Ему поют осанну, что значит слава, честь и всякое благословение Агнцу, пришедшему спасти людей.
Все это, по существу, — приготовление к торжественному моменту, который верующие, как правило, ожидают на коленях: так, далее следует преложение, когда силой власти, полученной в священническом рукоположении, священник берет хлеб и произносит слова Первосвященника с Тайной вечери: Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано. Затем, также повторяя слова Христа, он берет чашу: Это есть чаша Крови Моей, нового и вечного завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов. И вновь произносятся слова, которыми сам Христос дает власть Своим апостолам делать то же: Это совершайте в память обо мне!
Эти торжественные и радостные моменты сердце верующего ожидает в состоянии глубокого поклонения, обычно в глубоком молчании и смирении. Перед этой тайной лучше оставаться с выражением изумления и любви и краткими приветствиями, на какие способно благодарное сердце, полное любви и стремления ко встрече. Иногда могут что-то петь, возгласы алиллуйя или что-то другое подходящее, но обычно пришествия, особенно воплощения, ожидают в тишине на коленях. Каждое преложение – по сути, новое воплощение Слова Божиего, которое делается живым хлебом и Божественным питием ради нас, грешных.
Поклоняюсь, верю и люблю Тебя. Искренне Тебя приветствую, Спаситель. Будь с нами!
СМЕРТЬ ТВОЮ ВОЗВЕЩАЕМ, ГОСПОДИ
После пресуществления — нового воплощения Сына Божиего на алтаре, священник восклицает: Тайна веры. Это действительно невыразимая тайна. Наши простые дары хлеба и вина божественной силой становятся божественными дарами. С этого момента Иисус присутствует здесь душой и телом, божеством и человечеством. Здесь вновь происходят Его умирание, Его смерть и Его воскресение и возвещается Его пришествие. Поэтому верный народ отвечает возгласом: Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия Твоего.
То пришествие, о котором речь, — это славное пришествие Иисуса в конце всех времен. Совершением евхаристии мы прикасаемся в этот момент к смерти, за которой следует воскресение, которое возвещает и славное пришествие, нашу жизнь, жизнь всей общины и жизнь всего человечества, которое разрушает временную границу смерти и уже соучаствует в вечной жизни. Преходящее, ограниченное, раненое и мертвое в нас и вокруг нас становится таким образом местом встречи с вечной, непреходящей жизнью во славе.
Возвещая Христову смерть, мы, можно сказать, упражняемся в ежедневном умирании для греха и смерти и ежедневном воскресении к новой, обновленной жизни, к лучшему и более совершенном способу жить. Страх исчезает, надгробный камень, закрывающий жизнь, отваливается, и начинается новая жизнь. Преодолеть смерть уже в этой жизни значит иметь силу любить и, любя, отдавать себя в жертву за других. Тот, кто не принимает умирание, не способен и жить, — и смерть его одолеет, разрушит, и он потеряет все, живя в постоянном страхе и необходимости оберегать свою жизнь. Кто хочет сберечь ее, теряет ее! Тот же, кто хочет жить в этом мире свободно – свободой детей Божиих, должен в качестве условия смотреть в свою смерть через смерть Христову — и так обретет свою жизнь заново в жизни Христовой и будет участвовать в его вечности во славе.
Поэтому момент, когда мы возвещаем смерть и воскресение Христово, должен быть моментом особого ликования, радости и глубокого мира. Своей смертью Иисус Христос побеждает нашу смерть и дает нам новую жизнь. Так евхаристия становится для нас, христиан, постоянным обновлением и открытием жизни, к которой стремится каждое человеческое сердце.