Евхаристические гимны (о. Славко Барбарич, OFM)

Евхаристическое присутствие и любовь Христа не перестают вдохновлять сердце и ум человека. Существует немало гимнов и произведений искусства всех видов, стремящихся выразить, пробудить и приблизить эту невыразимую любовь, которая не перестает отдавать себя в дар.

Приводим здесь часть богатства литургических гимнов, чтобы христианская душа могла вдохновляться и питаться ими, находя поддержку в опыте личной встречи и возрастания.

1. Возноси, Сион, хваленья (св. Фома Аквинский)

Возноси, Сион, хваленья,
Гимны, славу, песнопенья
Нашему Спасителю,

Чьё величие превыше
Похвалы любой и высшей, —
Пастырю, Учителю.

Восхваления бесспорны:
Хлеб живой и животворный
Ныне возвещается,

Что на трапезе священной,
На вечере непременно
Братьями вкушается.

Так звучи, хвала, полнее,
Будь нарядней, веселее,
Духа ликование!

Скоро день наступит торжественный,
Светлый день, когда мы отпразднуем
Это начинание.

Новый Царь на встрече этой:
Пасхой Нового завета
Старая кончается.

Юный старых вытеснит,
Тьма бежит от истины,
Светом ночь сменяется.

Там Христос в своём величье
Показал один обычай —
Памяти знамение.

Долг священный совершаем:
Хлеб, вино теперь вкушаем
Мы во избавление.

Знают догму христиане:
Кровию вино предстанет,
Плотью хлеб является.

Всё, что трудно разуменью,
Что темно простому зренью,
Верой утверждается.

Так, свои меняя лица,
Сущность высшая таится,
Выявляясь знаками.

Плоть едой пресуществится,
Кровь питьём, и здесь явится
Суть Христа двоякая.

Для вкушающих Он целен,
Нераздроблен, безразделен —
Он един, Вкушаемый.

Сотни, тысячи вкушают,
Но Его не уменьшают:
Он неисчерпаемый.

Злые, добрые вкушают,
Но различно завершают
То, что равно начато.

Жизнью добрых отмечают,
Злые смертию кончают,
Исчезая начисто.

В миг святыни разделенья
Твёрдо помни без сомненья:
Всё, что полнит единенье,
В части сохраняется.

Сущее неразделимо,
В дроби целость проявима,
Ни значение, ни имя
В ней не уменьшается.

Хлеб сей ангелов питает,
Пища странников святая,
Хлеб сынов, что не бросают
Псам на поругание.

Нам прообразами данный,
В Исааке был закланный
Агнец — Пасхе дар, а манна —
Отцам воздаяние.

Хлеб наш верный, пастырь милый,
Иисус Христос, помилуй,
Береги нас, дарствуй силы
От рожденья до могилы
Добрый путь избрати нам.

Всеблагий и всемогущий,
Ты, всех смертных здесь пасущий,
Там, на трапезе грядущей,
Посади нас среди кущей
Со святыми братьями[

2. Воспойте, уста, таинство (св. Фома Аквинский)

Воспойте, уста, таинство
Достославного тела,
[Воспойте таинство] драгоценной крови,
Которую пролил в искупление миру
Плод чрева благодатного,
Царь народов.

Нам данный, для нас рожденный
От непорочной Девы
И в мире воплощенный
Подобно [брошенному] семени Слова,
Он чудесным образом завершил
Краткие мгновения своего земного бытия.

В ночь последней трапезы,
Возлегши с братьями,
Соблюдя вполне закон
В надлежащих кушаньях,
Он предал себя своими руками
В пищу отряду двенадцати [апостолов].

Плоть-Слово творит хлеб истинный,
[Творит] словом плоть,
И становится кровь Христова чистым вином.
И если недостает чувств,
Для укрепления искреннего сердца
Достаточно одной лишь веры.

Столь великое таинство
Почтим, преклоненные.
И пусть старое учение
Уступит новому обряду,
Пусть вера восполнит
Недостаток чувств.

Родителю и Рожденному
Хвала и слава,
Здравие, честь, и добродетель,
И благословление.
Исходящему от Обоих
Да будет равным восхваление.

3. Праздник священнейший (св. Фома Аквинский)

(Праздник Тела и Крови Христовых – Литургия часов)

Праздник священнейший радостию полнится,
Гимны хваления сердцем возносятся:
“Ветхое минуло, да обновляются
сердце, слово, деяние”.

Снова совершается Тайная Вечеря,
Где преподал Господь ученикам Своим
Агнца и пресный хлеб с горькими травами
В память Завета Ветхого.

После вкушения агнца пасхального
Дал причаститься им Тела Господнего:
Данное избранным дарится каждому
Его руками святейшими.

В пищу всем страждущим Тело Бог дарует
Кровь в питие дает скорбным и плачущим,
Молвив “Примите вы Чашу из рук Моих, —
Пейте сие во спасение”.

Так установлена Жертва безкровная,
Чин Евхаристии вверен священникам,
Дабы, как должно, свершив Евхаристию,
Верным дали причастие.

Чудный хлеб ангельский стал человеческий,
Явлен небесный хлеб в образе бренного
Чудо предивное! Бога вкушает раб
Бедный, смиренный, униженный.

Триипостасная дивная Твоица!
Сниди ко всякому, кем почитаема
Тайными тропами к свету стремящихся
В дом Твой веди сияющий. Аминь.

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх