Важно еще раз обратить внимание, что Мария воспитывает и наставляет нас довольно просто. Она, как мать, напоминает в посланиях только о том, что глубоко затрагивает жизнь верующего человека, и [в данном случае] касается отношения к церквям как к зданиям, так как внутри них обитает Царь царей и Господь господ. Так, в послании 25 апреля 1988 г. сказано, что святая месса – центр жизни и сама жизнь; церковь как здание освящена Божиим присутствием, и все верующие призваны к святости, которая происходит из встречи со святым:
«Дорогие дети! Бог желает сделать вас святыми, поэтому через Меня призывает вас к совершенному отданию [себя]. Пусть святая месса будет для вас жизнью. Поймите, что церковь – Божий дворец, место, где Я собираю вас и хочу показать путь к Богу. Приходите и молитесь! Не смотрите на других, не сплетничайте о них — но пусть ваша жизнь становится свидетельством на пути святости. Церкви достойны почитания и освящены, потому что Бог, сделавшийся человеком, обитает в них и днем, и ночью. Потому, детки, веруйте и молитесь, чтобы Отец умножил вашу веру, — а затем просите того, в чем нуждаетесь. Я с вами. Я радуюсь вашему обращению и защищаю вас своим материнским покровом. Спасибо, что отозвались на мой призыв!»
Сделать нас святыми – первая и конечная цель наставничества Марии. Быть святым, прежде всего, значит быть здоровым душой, очищенным от греха и его последствий. Это значит иметь в сердце мир и любовь и непрерывно поевангельски возрастать. Быть святым не подразумевает творить чудеса и чудесные знамения или иметь какой-либо дар, такой, как ясновидение, пророчество и т.п. Желание Марии сделать нас святыми укоренено духом в глубине нашего существа. В этом наше призвание — и также воля Божия, чтобы мы были святы и совершенны так, как Он, Отец наш небесный (см Эф 1:1 и далее). Потому долг и задача Марии – повести нас путем святости, единственно оправданным для всех христиан в равной мере и возможным для каждого.
Любые место и время, любые община и человек рядом, какими бы они ни были, — всегда подходящие обстоятельства и время для святости. Желать иного времени и иных людей рядом с собой как условий для своего решения и возрастания в святости – ничто иное, как самообман. Для святости требуется только соработничество с Божией волей в тех обстоятельствах, где мы в данный момент находимся.
Бог – тот, кто дает святость
Мария как служительница Господня, сохраненная от всякого греха, безгрешная, может служить примером и отражением того, что уготовал нам Бог. В ней мы можем ощутить всю красоту возрастания в святости. Она может побудить, дать импульс движения к святости, — но не Она дает саму святость. Это делает только Бог. Поэтому нужно через Ее опыт и советы предать себя Богу – что, иными словами, означает поверить Богу и позволить себя вести. В посланиях Марии отдание, предание себя – это определение веры. Отдать свое сердце Богу, поверить Ему, сказать вместе с Ней «Вот я, Господи» — в этом и есть содержание веры. Потому неверие – это недоверие и сопротивление Божией воле. Бог противоречил бы самому себе, что невозможно, если бы Его воля не заключалась бы именно в нашей святости, совершенном возрастании в Его образ и подобие. А человек разрушает самого себя, если не соработничает с волей Божией.
Веруйте, придите, молитесь
Верить, что Христос присутствует в евхаристии, что Его литургия – непрестанная жертва за нас, верить, что мы встречаем Его живого – это одновременно и призыв приходить туда, где Он, и молиться. Вера должна включать опыт. Она основывается на опыте, а он приобретается в процессе встречи и совместного пребывания, в разделении общей судьбы и особенно в участии в чужой судьбе.
У верующих бывает иногда искушение убедить себя, что евхаристическую встречу можно заменить молитвой дома или частными духовными практиками. Так происходит всегда, когда стараются оправдать непосещение или уход с мессы без должного основания. Однако для начала нужно прийти на мессу и просить о благодати веры — и только после того просить о том, в чем имеешь нужду. Прежде всего нужно установить евхаристическое единство – и только затем жить от него и, живя им, углублять свой личный опыт [общения] с Богом и ближними. Тем самым делаются свидетелями для других – а именно к свидетельству мы и призваны. Вера – дело всегда личное, но никогда не частное для человека, потому что она должна находить свой отклик в обществе. Многие путают личное и частное и легко исключают себя из общества, но тем самым страдают и отдельные люди как части тела, и все тело (см 1 Кор 12:12-31).
Церковь – храм Божий
Мария просит в послании уважения, отношения глубокой преданности [по отношению к церкви], достойного поведения и достойной одежды. На это способна только мать, и только она умеет говорить так, уча нас, своих детей, приличиям и правильному поведению в церкви. Потому что церковь – храм Божий. В ней обитает Бог. Его присутствием церковь освящается, а освященным местам подобает другое отношение, благоговейное и распространяющее святость.
Как Божие присутствие освящает пространство церкви, так оно способствует и возрастанию человека в святости. И это освящение продолжается и в миру. Чем бы 7 освященные верующие ни занимались, где бы ни трудились и чего бы ни касались, оно также делается освященным. С осознанием этого и с таким отношением мы будем возвращать святость всему и приобретать глубокое уважение к людям и природе. Своим поведением человек обесчестил этот мир — и своим поведением возвращает ему достоинство, создает его лицо заново, делает возможным новый порядок.
Святой Павел говорит нам, что однажды все будет покорено Христу. Все творения, все люди. Смерть будет истреблена, и тогда Христос покорится Отцу. И через Христа Бог будет все во всем… (1 Кор 15:23-28).
Я с вами
Мария остается верной матерью и наставницей. Она идет рядом, молится, радуется, защищает, призывает, напоминает, благодарит. Она — здесь, и это для Нее самое главное.