Проповедь, о. Иван Дуганчич, 20.04.2020

Евангелие: Ин 3, 1-8

Чтобы понять смысл этой необычной встречи и разговора, нам необходимо сказать несколько слов о Никодиме. Кем был этот человек и что привело его к Иисусу? Будучи фарисеем, Никодим во всём повиновался закону Моисея, и в глазах людей считался праведным, совершенным. Он был настолько выдающимся, что был также избран в Большой Совет, что являлось величайшим  уважением для любого еврея. В плане иудейской религии и репутации в народе Никодим не мог достичь большего. Многие наверняка ему завидовали. Тем не менее, в какой-то момент он чувствует, что Иисус может дать ему больше, и поэтому он решает пойти к Нему.

Здесь возникает вопрос: почему Никодим, как выдающийся еврей, ищет этой встречи ночью? Почему он не хочет, чтобы его видели в обществе Иисуса, хотя он и убежден, что «таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог»? Позже евангелист вспомнит, что во время обсуждения на Большом совете, что делать с Иисусом, Никодим решительно защищал Его, но остался в меньшинстве, и поэтому опасается последствий встречи с Ним открыто, предпочитая выбирать ночь.

С другой стороны, интересно, как ведет себя Иисус в этой встрече. Он не обвиняет Никодима в его очевидной трусости, но намеренно вступает с ним в разговор. Хотя Он знает о дружеском расположении этого выдающегося еврея, который мог бы помочь ему, Иисус не пользуется этим, но остается верен Своей миссии провозглашать Царство Божье всем. Он не позволяет Никодиму указывать причины Его прихода, но с самого начала  ставит перед ним требование, равное для всех: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Поэтому Никодим не может рассчитывать на какую-либо скидку, Иисус не может дать ему это.

Ответ Никодима: «как может человек родиться, будучи стар?», показывает, что они думают на разных уровнях. Несмотря на необходимость быть уверенным в своем спасении, он со своим желанием все еще живёт в пространстве преходящего и мирского. Поэтому Иисус помогает ему понять, что значит «родиться свыше», и продолжает: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Что подразумевается под этим? Иоанн Креститель уже свидетельствовал, что он крестил только водой в ожидании того, кто «крестит водой и Духом Святым». Вот почему Иоанн очень удивляется, когда однажды среди народа появляется Иисус и желает принять крещение от Иоанна.

После Сошествия Святого Духа, которого Иисус послал от Отца в день Пятидесятницы, ученики во имя Иисуса уделяют крещение водой и Духом Святым. Смерть Иисуса и Его Воскресение становятся источником и основой спасения для всех, кто уверует и покрестится. Апостол Павел интерпретирует крещение как смерть со Христом, чтобы получить долю в его воскресении. Он пишет римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3-4). А обновление жизни — это жизнь, которую верующему даёт  Святой Дух, которого мы получаем через крещение.

Что нам, современным слушателям Евангелия, говорит эта ночная встреча и разговор Никодима с Иисусом? Люди сегодня делают всё, чтобы продлить свою жизнь и повысить её качество. Кроме того, важно преуспеть в жизни, подняться высоко по карьерной лестнице, быть популярным и ценным. Но когда они сталкиваются с сопротивлением, когда они поражены внезапной болезнью или заблокированы невидимой, но опасной силой, такой как этот коронавирус, многие остаются в замешательстве. Они не могут выдержать изоляции и одиночества, потому что они научились жить поверхностно и напряженно. Поэтому они не могут по-настоящему встретиться ни с самими собой, ни со своими ближними. В эти дни мы даже нередко слышим о нарушениях ограничений на передвижение, которые применяются ко всем, или о значительном росте насилия в семье. Кто-то верно заметил, что эти испытания – настоящая возможность «расти в глубину», что означает углубить свою жизнь и придать ей истинный смысл.

Самый лучший пример этому подаёт нам Иисус. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мк 10:45) На Последней Вечери, верный этому принципу, Он не сидит на первом месте, а моет ноги ученикам. Повинуясь воле Отца, Он с готовностью идет на крест, на котором, как человек, Он испытывает глубочайший и горький опыт оставленности  Отцом, что означало для Него оказаться на грани самого ада. Это говорится в тексте Символа веры: «Он сошел во ад». Только после этого Иисус входит в небесную славу Отца, как это выражено в Послании к Филиппийцам словами возвышенной похвалы: «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Фил. 2: 9-9).

Путь в глубины нашего естества открывается нам в смиренном послушании Святому Духу, который часто ведет нас туда, куда мы не желали бы. Давайте вспомним молодого Франциска Ассизского. Он был богатым и успешным молодым человеком, популярным среди своих сверстников, но он хотел ещё большего. Он решил пойти в крестовый поход, чтобы получить рыцарскую честь, которую очень высоко ценили. Но Бог посылает ему болезнь, которая останавливает его в этом плане, и во сне Франциск слышит голос: «Франциск, кто может дать тебе больше, господин или слуга?» Франциск отвечает: «Господин», на что голос продолжает словами: «Почему тогда ты за слугою?» Этот сон стал для Франциска дверью, которая открыла путь в глубину его сущности. Это путь, который привел его ко встрече с прокаженным, разногласия с собственным отцом, который его не понимал, к ремонту разрушенной церкви св. Дамиана,  вплоть до получения ран Христа в Лаверне.

Кризис, вызванный пандемией вируса, в значительной степени остановил любой рост, как в ширину, так и в высоту, но с восхищением мы можем наблюдать, сколько людей возрастает в глубину, как они становятся духовно богатыми и обогащают других. Многие в условиях ограниченной свободы передвижения обнаружили, что есть нечто большее и более важное, чем деньги, карьера и репутация. Они обнаружили красоту смиренного служения обездоленным и нуждающимся. Они только подтверждают, что истинное величие всегда кроется в смирении и служении. Ведь смирение — это не что-то наигранное и навязанное, но неподдельная истина о человеке, как убеждает нас в этом св. Тереза  Младенца Иисуса. Смирение — один из самых прекрасных плодов Святого Духа, если мы открыты и послушны Ему. Аминь.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи