Проповедь 15.06.2020

Евангелие: Мф 5, 38-42

Дорогие братья и сестры! Когда мы слышим этот фрагмент, слова Иисуса кажутся сложными для нашего понимания. Это практически всегда так, когда говорит Иисус. Особенно, когда Он применяет образы.  Мы знаем, что Иисус желает нам только добра, истины, и хотим вслушиваться в то, что на самом деле хочет сказать нам Иисус. Мы немного удивлены тому, как Иисус не ищет только чуть-чуть правды, ибо иудейский закон искал хотя бы немного справедливости: «Око за око». Если кто-то поступил с тобой так, не надо забирать два, надо забрать только одно. И тем самым ограничивается справедливость. Не один зуб, а «зуб за зуб». Почему Иисус не останавливается только на этом законе? Мы видим, как Он превосходит его и открывает наш взор для чего-то нового. Иисус говорит: «не противься злому».  Когда мы мстим, когда отвечаем такой же мерой, мы оказываемся на стороне зла. Этим зло не остановлено, а продолжает существовать. Только теперь не через того, кто совершил зло, но это зло продолжает теперь действовать через меня. Зло не побеждено. Тогда, когда я мщу, когда  не останавливаюсь, а отвечаю таким же способом, когда  желаю своей справедливости, тогда зло распространяется дальше. Зло растет. В этом и заключается проблема. Поэтому Иисус открывает нам новую перспективу, говоря: не противься злому. Что хочет сказать этим Иисус? Он хочет сказать: отвечай на зло, и мы видим дальше, как Иисус не хочет, чтобы мы оставались пассивными, чтобы кто-то мог делать с нами все что хочет. Но здесь, как мы видим, Иисус желает, чтобы мы были активными: «Но кто ударит тебя в правую щёку твою», что-то совершено по отношению ко мне. Глагол «обрати» — означает что-то активное. «Отдай ему, иди с ним два». Будь активным! Это значит: отвечай на зло, на несправедливость, на обиду. Это очень важно, чтобы мы не держали в себе эти раны и обиды. От этого можно страдать месяцами. Иисус этого не хочет. Его желание, чтобы мы отвечали на зло. Что Иисус хочет сказать, когда говорит: «Не противься злому».  Он хочет, чтобы мы распознали тактику зла, раскрыли то, чего хочет зло. Какие намерения у зла, и чего оно желает? Оно хочет сделать нас подобными себе. Сделать из нас инструменты, через которые это зло будет действовать дальше. А Иисус говорит: нет, не допусти распространения зла через себя.

Братья и сестры! Этого огромного добра желает от нас Иисус. Его намерения заключаются в том, чтобы мы освободились, чтобы мы достигли внутренней свободы, чтобы мы были способны выбирать. Быть активными и сказать: «ты меня принуждаешь, чтобы я шел с тобою одно поприще, я чувствую, что что-то должен сделать. Хорошо. Но сейчас, когда ты меня к этому принуждаешь, я выбираю идти с тобой не одно, а два поприща. Это свобода. Ты не можешь больше меня принуждать, ибо я решаю пойти два поприща». Этого желает для нас Иисус. И тем самым зло перестает действовать через нас. Поэтому мы говорим, что Иисус победил на кресте. Конечно, мы можем спросить себя как Он мог победить, если Он умер на кресте? В тот момент, когда кажется, что зло побеждает – побеждает Иисус. Зло не распространилось на Него. Оно убито здесь, оно побеждено, оно остановилось. Это поражение зла. Если зло распространяется через нас – это его победа.  Если мы прерываем эту цепочку, то в нас появляется внутренняя свобода и я могу свободно выбрать что-то другое. Предать смысл всему, что происходит сейчас со мной. Тогда зло побеждено. Выбор – избрать, братья и сестры. Если у меня есть внутренняя свобода, то я все еще могу желать тебе добра теоретически и практически.   Иногда мы говорим: «ведь я всего лишь человек». Да. Безусловно, братья и сестры. Иисус это тоже знает. Когда кто-то обидит тебя, как сильно это болит, как тяжело простить. Это абсолютно по-человечески. Бывает это длиться несколько дней, ты носишь это в себе. Это всё по-человечески. Но важно, чтобы мы не оставались в этом состоянии, а последовали за Иисусом. Мы должны молиться как молился Иисус на кресте: «Отче прости им, ибо они не ведают что творят» (Лк 23:34). Потому что они не знают, что делают. Здесь мы видим что-то очень важное, а именно, что Иисус видит что-то, чего не видят те, кто делает зло, они не видят, что они всего лишь инструменты в руках зла. Отче, прости им, они не знают, они не осознают, они не видят этого. Прости им, они просто слепы. Я не могу осуждать их. Братья и сестры, когда мы сможем это распознать, что речь на самом деле идет о человеке, который совершил против меня какую-то несправедливость, мы можем думать, что это было преднамеренно. А на самом деле речь идет о порабощённом человеке. Когда совершено зло –  речь идет о человеке, который совершил его, о не о свободном человеке. Кьеркегор говорит так: «Как только я избирал зло, я сразу же терял свободу».

Дорогие братья и сестры, Госпа — наша Матерь, учит нас здесь и помогает нам, чтобы мы становились все более внутренне свободными. Чтобы мы стремились к этой внутренней свободе, которая позволит нам выбирать, и не позволять себе стать инструментом в руках зла. Чтобы мы могли избрать Иисуса и добро. Она призывает нас к молитве, посту, призывает, чтобы мы были перед Иисусом, остановились, созерцали Его на кресте, в Евхаристии, на исповеди, на горе Крижевац, на Подбрдо и т.д., чтобы различными способами  всматривались в Него, вдохновлялись Им. Чтобы в своей жизни могли поступать подобно Ему. А как поступает Иисус? Братья и сестры, Иисус придавал смысл всему, что с Ним происходило. В Евангелии Он говорит: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин 10:18). Мы задаемся вопросом: ну как же у Него не забирают жизнь? Ведь отнимают же… Конечно, но в тот момент, когда желают отнять жизнь, в тот момент Иисус совершает преображение. Он отдает Себя свободно за других. И мы, братья и сестры, всю эту ситуацию с пандемией, все что происходит с нами сейчас, и мы можем предать этому смысл и сказать: «Дорогая Небесная Матерь, Царица мира, все это я принимаю как жертву и тем самым   жертвую это за мир во всем мире. Не только за себя, и свою семью…  Матерь! Я желаю быть Твоим соработником.  Я хочу сотрудничать с Тобой на благо мира в тех намерениях, в которых Ты желаешь».

Дорогие, братья и сестры, в завершении хочу поделиться с вами одним образом, который кажется мне очень символичным. Когда юноша приходит к священнику и говорит: «Я полностью подавлен, мне так трудно. Я не знаю, что делать». Духовный отец насыпает в чашу с водой пепел и вода сразу становится мутной, и говорит: «Вот это твое состояние на сегодняшний день». Затем, поскольку они находились близко моря, он пошел и это же количество пепла высыпал в море.  И смотрят, а пепла нет, он полностью растворился в огромном море. Священник говорит ему: «Юноша, каждое утро ты можешь решить для себя быть чашей с водой или морем. Будет ли твоя душа, твой мир таким узким, маленьким, порабощенным, без мира, без любви или все же будет широким, просторным как море… Будешь ли ты как старший сын – узким, или как милосердный отец, чьё сердце широкое?».  Хочешь ли ты следовать за злом и выполнять его желания, или хочешь следовать за Иисусом и быть подобным Ему? Ты сам выбирай… Аминь.

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх