Речь — о Последней вечере, или о первой святой мессе и евхаристии. Как и все евреи, Иисус празднует Пасху – праздник, которым ежегодно отмечается исход из Египта, живое воспоминание о милосердии и любви Божией. Агнца без порока приносили в жертву и вкушали с поспешностью. Все были препоясаны и готовы к пути, потому что нужно было выйти из рабства, бежать от врага и достичь земли обетованной.
В тот вечер агнцем, жертвой становится Иисус. Он празднует Свой исход из мира, видит в этой Пасхе свершение Своей миссии в мире, отдает Свою жизнь, приносит себя в жертву – с любовью, за всех. Он, агнец Божий.
В Евангелии от Луки 22:7-19 об этом повествуется так: «Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк 22:7-19)
УЗНАЛИ ЕГО В ПРЕЛОМЛЕНИИ ХЛЕБА
Событие, произошедшее с двумя учениками из Эммауса после Воскресения и приведенное нам святым Лукой, – настоящая евангельская педагогика и послание о евхаристии. В этих событиях мы обнаруживаем все человеческие, но также и Божии аспекты евхаристической жертвы.
Ученики бегут, разочарованные и напуганные произошедшим в Великую пятницу. Они думают, что напрасно доверились Христу. Свои мучения, страх и чувство безнадежности они открывают друг другу. И кто знает, как долго бы это продолжалось и где бы эти двое оказались, если бы в их разговор не вмешался Воскресший, которого они узнают не сразу — но сердце их начинает гореть. В знак благодарности они приглашают незнакомца в дом, чтобы заночевать и на следующий день продолжить путь. Незнакомец отзывается — но не оттого, что нуждается в ночлеге, а потому что очень хочет быть со своими учениками, которых уже укрепил Своим словом. Теперь Он желает укрепить их и своим Телом, потому что отдал жизнь за всех.
В Евангелии от Луки 24:13-35 об этом повествуется так: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк 24:13- 35).
Встреча со Христом и зажегшееся через эту встречу сердце, исцеленная надежда, пробудившаяся вера, исцеленный смысл жизни, прошедшая усталость и возвращение в Иерусалим, свидетельство перед Петром и апостолами, что Христос истинно воскрес, и принятая миссия – все это и причина, но также и результат евхаристической встречи.