В начале Нового Завета стоит великий пророк, который считается последним из ветхозаветных пророков: святой Иоанн Креститель. Его жизнь и слово – непосредственная подготовка к приходу Иисуса. Он живет в пустыне, молится, постится и возвещает приближение Царствия Божиего. К нему стекаются толпы из Иерусалима и окрестностей, слушают и обращаются. Он крестит их водой — и одновременно несет весть о Том, кто будет крестить водой и Святым Духом. В какой-то момент к нему приходит сам Иисус и позволяет крестить и себя.
В Евангелии от Иоанна 1:29-31 об этом повествуется так:
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин 1:29-31).
Эти слова — «Вот Ангец Божий» — с тех пор повторяются за каждой святой мессой непосредственно перед причастием. Это важный момент: в освященном хлебе нужно узнать того Агнца, о котором говорят Писания, которого узнает Иоанн и являет миру.
События в Египте с агнцем без всякого порока напоминают пророку Иоанну об удивительных делах Божиих и помогают осознать роль Агнца-Мессии, который приходит искупить свой народ и удивительным образом остается со своим народом в евхаристии. Оттого агнец – это знак, символ Иисуса – и все же лишь один из аспектов Его миссии.
БЫТЬ ПРИЗВАННЫМ НА ПИР
Святая месса, евхаристия – пир, где вкушают Христа. Гость на пиру – Его народ, искупленный Его кровью и Его телом. Но этой трапезе не заканчиваются ни пища, ни питье, поэтому что это – пир Агнца. Непосредственно перед причастием Церковь всегда говорит: Блаженны званные на вечерю Агнца.
Вспомним, как Иисус вместе со Своей Матерью Марией участвовал в некоем пиру. В Евангелии от Иоанна 2:1-11 об этом повествуется так:
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что́ Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1-11).
Новая пища и новое питие – не раз встречающиеся в литургической службе выражения находятся в тесной связи с этим пиром и многими другими пирами, о которых нам рассказывает Евангелие. Иисус охотно разделял трапезу с грешниками — отверженными и презираемыми людьми того времени. В Евангелии от Марка 2:15-17 об этом повествуется так:
«И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:15-17).
В этом — смысл мессы и ее глубокое значение.