После покаяния и сожаления о грехах Церковь проявляет радость встречи, которая всегда наступает после примирения, а встреча эта, — начало и условие радости и мира. Как грех отделяет нас друг от друга, так прощение соединяет и вводит на пир Агнца. Поэтому далее следует радостный хвалебный гимн: Слава Богу в вышних!
Это гимн, который сопровождал Христа в этот мир. Тогда его начали петь ангелы, а Церковь поет непрестанно, славя таким образом пришествие Христа, Господа и Царя. Сердце верующего должно по-настоящему оживиться от глубокой радости оттого, что наш Бог не молчит, но приходит и остается с нами. Это гимн нового единства с Богом и людьми. Это искра той радости, которую только Бог может приготовить и подарить Своему народу. Это глубокий поворот в греховной судьбе человека. Это новое начало. Это обновленный рай, когда человек получает возможность снова встать и петь своему Богу. Это момент, когда последствия греха стираются и сердце человека вновь находит источник радости и мира и начинает питаться им.
Это торжество и прославление Бога, собравшего Свой народ, завершается молитвой, в которой народ, Церковь Божия, выражает благодарность и похвалу, а также просьбу о самом необходимом. Как в гимне Слава воздается честь и слава Богу в вышних и люди получают возможность стать людьми доброй воли, выражая благодарность Христу, Агнцу Божиему, так и верующий человек возвращается душой и телом в состояние до первого греха. Он готов вновь слышать и слушать Бога. Здесь начинается следующая часть евхаристического торжества.
«Дорогие дети! Из глубины своего сердца хвалите Господа! Благословляйте Его имя всегда. Дети, благодарите непрестанно Бога, Отца Всемогущего, который желает вас спасти и который желает, чтобы после этой земной жизни вы вновь были с Ним в Царствии небесном. Дети, Отец желает, чтобы вы были при Нем как самые возлюбленные Его дети. Сколько бы раз вы ни ошибались, Он прощает. Но не позволяйте, чтобы какой-либо грех отдалил вас от любви нашего небесного Отца!» (послание через Елену Василь 6 октября 1987 г.)
Бог обращается к человеку. Это невыразимая благодать и дар. Бог не молчит даже тогда, когда замолчал человек, отделившись от Него посредством греха и сделавшись к Нему глухим и слепым. Бог объявляет Свою волю. Он объявляет Свои замыслы, учит как Отец. Так звучат слова и Ветхого, и Нового завета, и особенно Евангелия.
На посланиях и вообще при чтениях сидят. Это не просто одно из возможных положений тела, но еще в большей мере – выражение готовности слушать Божий голос и наставления. Сидеть у ног учителя – выражение готовности слушать. Таким образом, когда народ садится, чтобы слушать, что говорит Бог, происходит нечто невыразимо красивое и правильное: Божие слово, в которое вслушиваются, в то же время – и творческое слово. Активное и плодотворное. Оно как новое семя падает на подготовленную почву сердца и обещает обильный плод.
Когда читается Евангелие, книга радостной вести, народ Божий слушает стоя. Это, как и в предыдущем случае, не просто одно из возможных положений тела, но и выражение глубокого уважения к говорящему. При чтении и возвещении, повелении и объявлении чего-то торжественного, присутствующие встают и стоя принимают заповедь. Такое наше отношение напоминает об историческом событии искупления, которое произошло с пришествием Христа: совершив грех, человек не осмелился встать перед Богом, но скрылся, а человек, исцеленный через Христа, стоит и слушает. Это побуждает нас также быть готовыми выполнить то, что мы слушаем.
Простой крест на лбу, губах и груди перед Евангелием также имеет большое значение. Нанося этот знак на лоб как подготовительный для слушания Евангелия, мы, по сути, обещаем думать о Божием слове, которое нам возвещается. Знак на губах представляет собой наше обещание, что мы будем стараться произносить Божие слово и говорить о Божием слове. И, наконец, знак креста на груди – это наше обещание, что мы будем хранить Божие слово в своем сердце именно так, как согласно повествованию Евангелия от Луки, это делала Мария: Она хранила Божие слово, как сокровище, и перебирала его в Своем сердце.
«Будьте открыты Божиему голосу! Особенно призываю вас прислушиваться к Божиему голосу в тишине своего сердца, потому что в этой тишине Он желает говорить ко всем. Дорогие дети, доверьтесь и не бойтесь пройти вместе с ним даже долиной смерти. Я благословляю вас (послание через Елену Василь 31 июля 1990 г.)
Молитва
О Боже, Ты, что говорил с нами через Своего Сына, будь благословен, что имеешь слова для нас, Своих детей. Мы были бы без света, без истины, пути и жизни, если бы Ты в Своей любви не обратился к нам со Своим словом. Вот, пусть оно поселится в наших мыслях. Пусть оно проявляется в наших делах и прославляется в наших словах. Научи нас радоваться Твоему слову, как мы радуемся слову дружескому, материнскому. Дай нам принять Твое слово, как мы принимаем слово утешения, слово поддержки и надежды, слово любви и доверия. Дай, чтобы Твое слово родило в нас новое слово. Дай, чтобы Твоя любовь родила в нас любовь. Дай, чтобы Твое милосердие побудило милосердие в наших сердцах расти. Будь благословен, Ты, что имеешь слово спасения для нас. Твое слово – истина, просвети нас в тишине. Пусть Твое слово поселится среди нас и останется с нами! Аминь.