отец Любо Куртович, OFM

Кардинал Йозеф Ратцингер о посте

Известный итальянский журналист Витторио Мессори взял интервью у [тогдашнего] кардинала Йозефа Ратцингера, главы Конгрегации Доктрины веры и опубликовал его в виде книги. Привожу здесь некоторые вопросы и ответы, имеющие отношение к теме поста.

Витторио Мессори: Признают ли их в качестве подлинных или нет, «послания этих Марианских явлений» проблематичны еще и потому, что едва ли, по-видимому, сопоставимы с некоторыми «постсоборными взглядами на духовность» …

Кардинал Ратцингер перебивает вопрос и говорит: «Хочу отметить, что мне не нравятся понятия пред- или пост-соборный. Принять их было бы равносильно принятию некоего разрыва в истории Церкви. В «явлениях» нередко отводится особая роль тому, что связано с телом (крестные знамения, освященная вода, призыв к посту), однако все это находится в согласии со Вторым Ватиканским собором, который настаивал на единстве человека, а тем самым на воплощении духа во плоти».

В.М.:  Пост, который вы упоминаете, занимает, как представляется, одно из центральных мест во многих явлениях…

Кардинал Ратцингер: «Поститься значит принимать для себя принципиально важный аспект христианской жизни. Необходимо вновь открыть телесный аспект веры, и воздержание от пищи – один из таких аспектов. Половые отношения и пища относятся к фундаментальным элементам телесности человека. В наши дни упадок представлений о девстве идет руку об руку с упадком представлений о посте. Утрата понимания и того, и другого имеет единую причину: современное угасание эсхатологического напряжения, то есть напряжения христианской веры в устремлении к вечной жизни. Девство и периодическое воздержание от пищи предназначены свидетельствовать, что нас ждет жизнь вечная, более того, что она уже посреди нас и «образ мира сего проходит» (1 Кор 7:31). Без девства и без поста Церковь больше не Церковь, потому что тогда она ассимилируется с окружающим миром. И потому нам следовало бы обратить внимание на пример наших братьев из восточных православных церквей, выдающихся учителей – даже сегодня – подлинной христианской аскезы».

— Ваше Высокопреосвященство, если «телесные формы выражения» веры у нас, католиков, сходят на нет (сохраняясь, возможно, среди узких элит в закрытых монастырях), то свою роль в этом сыграла и позиция институциональной Церкви: рядом мер, исходивших из Рима после собора, были облегчены воздержание по пятницам, вигилии, Адвент и другие «особые постовые периоды»…

Кардинал Ратцингер: «Да, правда, тем не менее, намерение было верное. Это был вопрос того, чтобы устранить подозрения в легализме, а также искушение свести религию к внешним практикам. Что, безусловно, остается в силе, это то, что пост, воздержание и другие практики покаяния должны и дальше быть сопряжены с личной ответственностью человека. Но важно также и найти способ вернуться к общинному выражению церковного покаяния. Кроме того, в мире, во многих частях которого люди погибают от голода, мы должны вновь с любовью нести наглядное и коллективное свидетельство в воздержании от пищи, принимаемом на себя добровольно».

Download PDF

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *