Молитвы

Молитва Розария

История святого Розария

В переводе с латинского слово Розарий означает «венок из роз».

Во многих религиях издавна сложилась традиция читать определённое число молитв, отсчитывая их при помощи нанизанных на шнурок бусин либо узелков.
Известный археолог Лаярд в 1849 при раскопках древней Ниневии обнаружил статуэтку женщины, держащей в руке нечто, очень напоминающее чётки. Находка эта датируется 8-9 веком до Рождества Христова. Чётки широко использовались индуистами, а также буддистами и мусульманами.
Святой Франциск Ксаверий (1506-1552) был очень удивлён, когда приехав на миссию в Японию, увидел у местных жителей подобие католических чёток. Как видим, чётки не возникли в Католической Церкви, они существовали задолго до неё. Чётки принадлежат культурам многих народов.
Самая первая христианская молитва – Молитва Господня, «Отче наш». Сам Иисус научил своих учеников так молиться (Мф 6, 9-13). Её словами молились исповедники Господни в первые века христианства, в ней они черпали силы во времена гонений. Первые монашеские уставы обязывали монахов многократно повторять эту молитву в течение дня. Так, например, бенедиктинский устав ещё в ХI веке предписывал братьям ежедневно прочитывать «Отче наш» 150 раз как эквивалент литургии Часов, которую читали священники. Схожий обычай был до XII века и у тамплиеров.
Уже в первые века существования Церкви христиане видели в Богоматери Посредницу и просили её о заступничестве перед Богом. С XII века в Церкви распространилась традиция читать «Ангельское приветствие». Первоначально эта молитва состояла только из слов Архангела Гавриила «Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами» (Лк 1, 28). Позднее стали добавлять слова Елизаветы, обращённые к Марии (Лк 1, 42б), а затем дополнять и другими фразами. Настоящий текст «Ангельского приветствия» сложился окончательно в XV веке, а утвердил его Папа Римский св. Пий V в 1566 году. В молитвенные правила к «Отче наш» стали добавлять «Радуйся, Мария». Эти две самые популярные в Церкви молитвы дали начало католической молитве Святого Розария.
Отцом Святого Розария считается святой Доминик. Легенда гласит, что молиться так научила его Сама Пресвятая Дева. Она и поручила ему распространять эту молитву по всему миру. Но это не был розарий в его современной форме. Розарий в том виде, в каком мы его читаем сейчас, сложился благодаря доминиканцу Алану де ля Рош (1428-1475). Он установил по числу псалмов в Псалтири 150 «Ave Maria», разделённые на 15 десятков, каждый из которых предваряла молитва «Отче наш». Чтобы распространить эту молитву, он организовал первые братства св. Розария. Благодаря доминиканскому ордену, св. Розарий уже в XV веке стал известен во всей Церкви, а братства св. Розария действовали в каждой стране. Со временем каждому десятку стала соответствовать определённая тайна из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии, над которой следовало размышлять во время чтения молитвы. В XVI веке св. Розарий был окончательно разделён на три части, каждая из которых включала пять тайн (в 2002 году была добавлена ещё одна, четвёртая часть).
Самые древние сохранившиеся христианские чётки для датируются XIII веком. Они выгравированы на надгробии Герарда, рыцаря ордена тамплиеров. Эти чётки представляют собой шнур с нанизанными на него 158 бусинами.
Молитва св. Розария быстро получила официальное одобрение в Церкви. В своих посланиях папы римские очень часто обращались к верным с призывом как можно чаще читать св. Розарий. В св. Розарии они видели спасение от угрожавших Церкви опасностей. 7 октября 1571 года под Лепанто произошло сражение между христианским и турецким флотом. Битва завершилась победой христиан. С турецких галер было освобождено множество христиан-невольников. Этот великий триумф христиане приписывают заступничеству Пресвятой Богородицы, поскольку перед сражением папа Римский св. Пий V призвал всех верных католиков молиться св. Розарий. Братства св. Розария особо активно действовали по его призыву. В благодарность за победу папа Пий V объявил 7 октября праздником Пресвятой Девы Марии Царицы Святого Розария. Папа Климент XI после победы над турками под Белградом в 1716 году повысил статус этого праздника.
В 1885 году папа Римский Леон XIII призвал верных ежедневно читать св. Розарий на протяжении всего октября. Он же добавил в Лоретанскую литанию воззвание «Царица Святого Розария, молись о нас».
На протяжении столетий возникали самые различные идеи по распространению молитвы св. Розария. Члены братств св. Розария, которые основал бл. Алан де ля Рош, обязывались регулярно читать св. Розарий.
В 1635 г. доминиканец из Кёльна о. Тимоти Риччи организовал «Вечный Розарий». Он подсчитал, что в каждом году 8760 часов. Если найти столько желающих, то непрерывная молитва св. Розария длилась бы целый год. Этот способ молитвы нашёл много приверженцев, папа Урбан VIII также участвовал в чтении «Вечного Розария». В 1856 г. другой доминиканец о. Огюстен Шардон предложил, чтобы члены «Вечного Розария» распределяли часы не на год, а на месяц.
«Живой Розарий» возник благодаря слуге Божьей Полине Марии Жарико в Лионе в 1826 г. Понимая ограниченные возможности измученных работой людей, основательница движения предложила, чтобы в обязанности членов входило ежедневное чтение только одной тайны святого Розария. Участники объединяются в группы по 15 человек, так что в течение дня совершается полная молитва св. Розария.
Явления Пресвятой Девы Марии также способствовали популярности св. Розария среди верующих. Практически во всех своих последних явлениях Мария держала в руке чётки и настоятельно просила молиться св. Розарий. Так было и в Лурде, и в Фатиме, и в Гетрвальде.

о. Збигнев Бартошевски (SDB)

Тайны Розария

Традиционная молитва Розария делится на три части: Радостные, Скорбныеи Славные, каждая из которых имеет пять тайн. В своём апостольском послании «Розарий Девы Марии» Папа Иоанн Павел II предложил новый набор тайн, которые он назвал «Светлыми» и которые касаются периода общественной жизни Нашего Господа. Для тех, кто желает произносить все 20 десяток сразу в течение дня, они могут быть произнесены следующим образом: Радостные, Светлые, Скорбные и Славные. Для тех, кто желает в день молиться только 1 часть Розария (5 десятков), Святой Отец предложил следующее расписание:

Понедельник —  Радостные
Вторник  — Скорбные
Среда —  Славные
Четверг —  Светлые
Пятница —  Скорбные
Суббота —  Радостные
Воскресенье —  Славные

Название тайн

Радостные (лат. Mysteria Gaudiosa), в которых размышляется о тайне Божией любви

  1. Благовещение Девы Марии (Лк. 1:26-38)
  2. Посещение Девой Марией святой Елисаветы (Лк. 1:39-56)
  3. Рождение Иисуса Христа (Лк. 2:1-21)
  4. Сретение Господне (Лк. 2:22-40)
  5. Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме (Лк. 2:41-52)

 

Светлые (лат. Mysteria Luminosa), в которых размышляется об общественной жизни Христа

  1. Крещение Иисуса в Иордане (Мф. 3:13-17Мк. 1:9-11Лк. 3:21-22)
  2. Первое чудо на брачном пиру в Кане (Ин. 2:1-12)
  3. Возвещение Царствия Божия и призыв к обращению (Мк. 1:15)
  4. Преображение на горе Фавор (Мф. 17:1-8Мк. 9:2-8Лк. 9:28-36)
  5. Установление Евхаристии (Мф. 26:26-29Мк. 14:22-25Лк. 9:15-20)

 

Скорбные (лат. Mysteria Dolorosa), в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, свершившейся через распятие

  1. Предсмертное борение в Гефсиманском саду (Мф. 26:36-46Мк. 14:32-42Лк. 22:39-46)
  2. Бичевание Иисуса Христа (Мф. 27:24-26Мк. 15:6-15Ин. 19:1)
  3. Увенчание терниями (Мф. 27:27-31Мк. 15:16-20Ин. 19:2-3)
  4. Крестный путь (Мф. 27:32-44Мк. 15:21-32Лк. 23:26-43Ин. 19:16-27)
  5. Смерть на кресте (Мф. 27:45-56Мк. 15:33-41Лк. 23:44-49Ин. 19:28-37)

 

Славные (лат. Mysteria Gloriosa), в которых прославляется Христос, Которыми вместе с Которым христиане стремятся к вечной жизни

  1. Воскресение Христа (Мф. 28:1-10Лк. 24:1-12Ин. 20:1-10)
  2. Вознесение Христа (Лк. 24:50-53)
  3. Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2:1-13)
  4. Успение Пресвятой Богородицы
  5. Увенчание Девы Марии небесной славой (Откр. 12:1)

Как молиться святой Розарий?

В молитве святого Розария мы размышляем над событиями из жизни Иисуса и Марии, приветствуя Деву Марию словами, с которыми архангел Гавриил обращается к Ней во время благовещения (евангелие от Луки).

  1. В начале молитвы можно высказать свои просьбы, намерения, в которых хотим молиться этот Розарий, и совершаем крестное знамение:

«Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь»,

и читаем Апостольский Символ веры «Верую».

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, единого Сына, Господа нашего, который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, на третий день воскрес из мёртвых, восшёл на небеса и сидит там одесную Бога, Отца всемогущего. Оттуда придёт судить живых и мёртвых. Верую в Духа Святого, в единую святую вселенскую Церковь, в святых общение, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.

  1. Затем берётся первая бусинка и читается молитва «Отче Наш».

На трёх следующих бусинках молимся о добродетелях: вере, надежде и любви — 3 раза «Радуйся, Мария» и

1 раз «Слава Отцу».

Молитвы

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя как на небе, так и на земле; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с Тобою; Благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего Иисус.  Святая Мария, Матерь Божья, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей.  Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как было в начале и теперь, и всегда, и во веки веков.  Аминь. 

  1. Молимся тайны Розария

На этом вступительная часть к молитве Розария заканчивается.

В дальнейшем, касаясь очередной большой бусинки, мы произносим название соответствующей части и тайны (например, «Третья радостная тайна. Рождество Господа нашего Иисуса Христа»), затем читаем молитву «Отче наш», а на маленьких бусинках 10 раз — «Радуйся, Мария», и в завершение тайны — «Слава Отцу».

После каждой очередной тайны можно добавить еще такие молитвенные воззвания:

О, мой Иисус! Прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня адского, приведи на небо все души, а особенно те, которые более всего нуждаются в Твоём милосердии.

О, Мария, без первородного греха зачатая, моли Бога о нас, к Тебе прибегающих!

По завершении молитвы Розария можно прочитать Литанию Пресвятой Богородице и произнести молитву «Под Твою защиту» или другой антифон Пресвятой Богородице.

Download PDF

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *