Site icon Меджугорье

Проповедь монс. Хенрика Хозера на 31-м Фестивале молодёжи в Меджугорье

В 4-й день Международной молитвенной встречи молодёжи в Меджугорье главную св.Мессу вечером предслуживал архиепископ Хенрик Хозер, Апостольский визитатор с особым поручением по приходу Меджугорья. Приводим Вам его проповедь:

Дорогие братья и сёстры, дорогие участники молодёжного фестиваля, дорогие паломники!

В этом году 31-ый молодёжный Фестиваль в Меджугорье проходит под девизом «Пойдите и увидите».

Кто впервые произнёс эти слова? Сам Иисус! А произошло это сразу после того, как в реке Иордан Его крестил св. Иоанн Креститель. За ним тогда следовали два ученика. Очевидно, они ещё были молоды и искали свой путь в жизни: кому верить? За кем идти?

Когда Иоанн Креститель указал на Иисуса и назвал Его Агнцем Божьим, те два ученика поняли, что речь идёт о чём-то очень важном. И до сих пор мы произносим эти слова на каждой Святой Мессе перед принятием святого Причастия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира»!

Из любопытства ученики пошли за Ним. Иисус, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» А они сказали: «Учитель, где живёшь?» Иисус позвал их: «Пойдите и увидите.» Вот так мы пришли к девизу нынешнего Фестиваля.

Обычно если какой-то человек вызывает у нас интерес, привлекает нас, мы хотим знать не только его имя, но и откуда он, где живёт, по какому адресу. И когда он зовёт нас к себе, мы с радостью принимаем приглашение, потому что квартира или дом даёт возможность лучше узнать его владельца и может много сказать о нём. Даже знаменитости гордятся своими домами и с удовольствием демонстрируют их в интернете!

Чтобы лучше узнать человека, нужно с ним встретиться. Недостаточно общаться по телефону, электронной почте или в соцсетях. И место встречи очень важно. Меджугорье – как раз и есть место встречи. Один паломник сказал мне: «Здесь, в Меджугорье, ощущается присутствие». Чьё присутствие? Присутствие Бога, присутствие Иисуса и присутствие Марии, нашей Матери. 

Мы живём в мире, где становится всё труднее с кем-то встретиться лично и всё легче общаться в виртуальном пространстве. Всё труднее встретить человека, которому мы можем поверить, кому можем открыться и рассказать обо всём, что нас волнует. Из-за этого одиночество стало распространённой болезнью нашей цивилизации.

Сотворив человека, Бог произнёс слова, которые актуальны всегда: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт 2,18). Человек социален по своей природе, и поэтому страдал от одиночества во все времена – когда-то больше, когда-то меньше. 

Святая Месса – очень важное время и место встречи. В Меджугорье это главный момент каждого дня. На Святой Мессе для нас установлены два стола: стол Слова Божия и стол Евхаристии. И мы можем ежедневно от них питаться. Ведь человек жив не только пищей для тела, ему также нужна – да ещё как! – пища для души, для ума и для сердца. 

Что же сегодня предлагается нам за столом Слова Божия? Отрывок из ветхозаветной книги пророка Иеремии. Этот великий пророк говорил правду, за которую подвергался гонениям и был всеми покинут. Бог говорит ему: „Рана твоя неисцельна, язва твоя жестока. Целебного врачевства нет для тебя. Все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя!» (Иер 30, 12-14,17) и утешает его такими словами: „Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих“ 

Дорогие друзья!

Одиночество возникает по разным причинам, и не всегда всё зависит от нас. От него страдают люди, за которыми некому ухаживать; люди, у которых нет семьи; одиноки и те, кто часто болеет, потому что болезнь изолирует человека от общества. Страдают сироты, страдают дети, у кого развелись родители. Но бывает, что в одиночестве виноваты только мы сами. Когда мы закрываемся от других, когда мы эгоистичны и думаем только о себе, когда мы проявляем жадность и многие другие недостатки – всё это приводит к одиночеству.

Молодые юноши и девушки тоже часто бывают одиноки. Почему? Потому что не знают, как жить, потому что им некому довериться, потому что они ранены и закрыты от всех, потому что их тоже используют и обманывают, они страдают от несправедливого отношения. Чувствуют разочарование, впадают в уныние и депрессию. Рядом с ними нет надёжных проводников, потому что они их  не ищут. 

Однако верующий человек не должен чувствовать одиночество. Имея Отца, к Которому мы обращаемся в молитве Господней «Отче наш», верующий может и должен обращаться к Нему по любому поводу, открывать Ему своё сердце и самые сокровенные мысли. Может говорить с нашей Матерью и Матерью Божьей, с нашей Утешительницей, Царицей мира. 

И эти разговоры с Богом представляют собой не что иное как молитву. Великий польский поэт Адам Мицкевич написал: «Господи! Кто я перед Тобой? – Ничто, пыль; но, исповедав Тебе своё ничтожество, я — пыль — буду говорить с Господом” («День поминовения усопших», гл. IV). Молитва – это и есть разговор с Богом, который придаст нам сил, дарует оптимизм и надежду, откроет нам настоящий смысл жизни. Бог пошлёт нас к людям.

Мы не живём ради себя: мы живём для других! Этому нас учат псалмы — прекраснейшие молитвы, которые повторял сам Иисус, и которые ежедневно повторяет Церковь. 

Ещё одно блюдо со стола Слова Божия, которое нам сегодня предлагается, это правда о человеческом сердце. Если оставить в стороне анатомию, сердце – центр нашей личности. Там встречаются мысли, намерения, чувства и совесть. Чистота сердца определяет ценность человека. Мы чрезмерно заботимся о чистоте тела, используем огромное количество гигиенических и косметических средств, которых так много сейчас в торговых центрах.

Но нам стоило бы больше волноваться о чистоте сердца, она гораздо важнее. Сегодня Иисус говорит с нами о чистоте сердца. Сердце делает нечистым не то, что приходит извне: не еда, которая считается нечистой, и даже не внешние, злобные импульсы и чувства, к которым устойчиво чистое сердце.

Иисус говорит своим ученикам: „Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет.“

Ученики не поняли, о чём идёт речь, и Иисус как знаток человеческой природы объясняет им: «неужели и вы ещё не разумеете? Ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека»

И продолжает: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15, 19-20).

Мы обрекаем себя на одиночество, когда перестаём молиться. В Святом Писании мы найдем множество молитв, которые можно взять себе за образец. Есть одна молитва молодой царицы Эсфирь, которой нужно было совершить подвиг, чтобы спасти других, но поплатиться за это собственной жизнью. И она обращается к Богу такими словами: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. нас же избавь рукою Твоею и помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя, Господи. Ты имеешь ведение всего. Ты знаешь необходимость мою. Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего!“ (Эсф 4, 17)

Но важнее всего — наша личная молитва от сердца к Сердцу. Если сердце не чисто, нужно убрать из него мусор, о котором говорит Иисус. Мы много, даже чрезмерно заботимся о чистоте тела, но ванна, душ, мыло и шампуни, кремы и лосьоны не очищают сердце.

И всё же есть один способ: это Таинство исцеления, называемое Таинством мира и примирения. Это Таинство прощения греха и укрепления для лучшего выбора на пути жизни. Это Таинство – совместно с Евхаристией – со второго стола Святой Мессы: это настоящая пища для души и укрепление сердца каждого из нас. Давайте прибегать к ним часто и не бояться. «Вы должны быть сильными!» — призывал св. Иоанн Павел II.

Желаю вам открыть для себя эти сокровища во время пребывания в Меджугорье и от всего сердца вас приветствую и призываю: «Вознесём сердца наши»!

Аминь.

 

Exit mobile version