ЕВАНГЕЛИЕ: Мк 16:9-15
Завтра Воскресение Божьего Милосердия. Мы слышали в Евангельском повествовании, что Иисус говорит Своим ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Именно весть о том, что Бог милосерден, является сердцем Евангелия! Это послание Иисус доверил сестре Фаустине, а Папа Иоанн Павел II, реализовал это, и установил праздник Божьего Милосердия, во второе воскресенье после Пасхи.
Что это значит, когда мы говорим, что Бог милосердный? Здесь речь идет о сущности Бога, о том, каков Бог, что такое Божья воля и каково Сердце Бога.
Иисус учит нас, что любовь Бога подобна солнцу, которое светит и на добрых, и на злых. Его сердце широкое и огромное, чтобы принять каждого. Он не исключает никого. Он ищет израненых, больных, порабощённых. Оставляет 99 овец, чтобы спасти одну. Он заботится как о старшем, так и о младшем сыне. Он хочет, чтобы они оба были на празднике с Ним. Он открывает двери для входа на пир и тем, кто оказался на окраине общества: хромым, слепым и нищим.
Этот праздник говорит нам о Божьем видении вещей. Бог не послал Своего Сына в мир, чтобы искать грешников, потому что они грешны и указывать на них пальцем, говоря: «Ты грешник!» Иисус видит поступок (грех), но не только поступок, но и то, что кроется за ним – обстоятельства и причины греха. Яснее всего это видно в том, как Иисус смотрит с креста: «Отец, прости их, потому что они не знают, что делают».
Иисус видит бремя в душе человека. Иоанн Креститель понял это и потому сказал про Иисуса: вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира! Он забирает грехи, снимает бремена с человека.
Этот праздник говорит нам о Сердце Бога. Бог не просто наблюдает, но ищет способы как помочь человеку, упавшему в грех, как спасти утопающего, найти заблудшего.
У Бога есть множество причин для того, чтобы не-помогать человеку, но наказать его, осудить, отвернуться от него. У Бога есть достаточно аргументов, которые выступают вовсе не в поддержку человека, но все эти аргументы проигрывают в битве с причинами Его любви. Есть много причин осуждать человека, но Божья любовь сильнее любой другой причины. Бог всегда ищет и находит вход или хотя бы щель на пути к человеку, потому что Он желает ему помочь.
«Он зашел к грешному человеку!» (Лк19:7). Это был аргумент некоторых людей против Иисуса, когда Он пришел к Закхею. Но аргументом Иисуса почему Он остановился у Закхея, было «…потому что и он сын Авраамов!» (Лк 19:9) Люди находят один аргумент, чтобы осудить Закхея (потому что он грешник), а Иисус находит одну причину, чтобы спасти его (потому что и он сын Авраамов).
Тоже самое было и тогда, когда хотели побить камнями женщину. Причиной каменования для фарисеев послужил грех женщины – она была найдена при прелюбодеянии. Одной причины достаточно, чтобы жестоко убить ее. Иисус не сказал, что женщина не согрешила. Ему ясно, что она согрешила, но не только она совершила грех (и мужчина участвовал в этом), и все, кто поднял камень, были грешниками. Это достаточный аргумент для Божьей справедливости и любви, чтобы спасти женщину.
После того, как мы искали ответ на вопрос о Божьем Милосердии, возникает вопрос о нас самих: Является ли Божьей волей то, чтобы и мы были милосердны?
Иисус даёт нам ответ: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк 6:36)
Хотя мы понимаем, что Бог желает, чтобы и мы были милосердны, но мы часто подходим к милосердию неоднозначно: с одной стороны, мы принимаем его, а с другой — сопротивляемся ему. Одной из трудностей является вопрос, к кому именно относится просьба Бога. Отец Славко Барбарич: «Всем хорошо известно, какова воля Божья о других по отношению к нам. То есть всякий раз, когда мы хотим, чтобы нас любили, уважали, признавали, помогали нам, прощали нас и были милосердными с нами, чтобы хранили наше доброе имя, чтобы не забывали о нас, — тогда мы твёрдо уверены в том, что это Божья воля для них. И это правда. Это воля Божья о других по отношению к нам. Однако мы часто забываем, что Божья воля в том, чтобы и мы относились к другим так же».
Сопротивление милосердию проявляется частично в нашей собственной воле и пожеланиях для других. А именно, иногда можно заметить, что мы не желаем другим добра, не желаем им спасения и не радуемся, когда кто-то возвращается с ложного пути. Иногда можно услышать слова: «Ну и хорошо, что с ним так случилось, он это заслужил!»
Странно и нелогично вести себя так, потому что совершенно иначе мы ведем себя тогда, когда речь идет о животных и вещах. Иисус был также поражен этим, поэтому Он хотел открыть людям глаза, чтобы они переосмыслили своё поведение. Когда овца теряется, мы ищем её. Когда мы найдем её, мы не станем наказывать её за то, что та потерялась, но радуемся тому, что нашли её. Также мы поступаем и тогда, когда мы теряем «драхму», деньги или другие ценные вещи. Иисус хочет, чтобы мы радовались не только тогда, когда мы находим потерянные деньги и овцу, но и тогда, когда потерявшийся человек возвращается на истинный путь.
Причины, по которым мы не милосердны к другим, кроются не в других, а в нас. «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2Кор 6:12). Так Павел открывает глаза коринфянам. Мы не милосердны к людям, когда они совершают ошибки не из-за тяжести греха, а из-за нашего узкого сердца, в котором тесно, которое затвердело.
Когда вокруг Иисуса собрались мытари и грешники, чтобы слушать Его, фарисеи и книжники комментировали это так: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:2)
Узкое сердце видит только щепку в глазу и ничего более. Видит только грех и грешников. Такое тесное сердце осуждает и Самого Иисуса, который не хочет ничего больше, кроме как помочь грешникам. И причина Его осуждения: потому что Он сидит за столом с грешниками.
Если сердце узкое и порабощённое, наши аргументы будут служить этому сердцу. Если мы видим только чей-то грех, мы всегда найдем какое-то подтверждение, чтобы осудить этого человека. Иногда достаточно всего одной причины, и она вовсе не должна быть большой или значимой, чтобы больше не разговаривать с кем-то, не здороваться с ним, отрицательно говорить о нем, осуждать его. Мое сердце узкое – причина кроется здесь, а не в грехах людей — поэтому у меня есть причина перестать разговаривать с ними, отвергать и осуждать их.
Проблема кроется в сердце. Любовь слишком слаба. А если любовь слаба, то и аргументы любви слабы. Потому что когда мы осуждаем других, это признак того, что наша любовь слаба. Причины такой любви не достаточно сильны, чтобы преодолеть слабости какого-то человека. Такую любовь побеждает каждая мелочь. Такая любовь останавливается перед чьим-то грехом, как перед каким-то препятствием, и не может двигаться дальше. Не может преодолеть препятствие, которое вовсе не должно быть большим. Она не может справиться с этим, потому что она слаба. Если бы любовь была в нас сильнее, ничто не могло бы победить её. Она всегда смогла бы найти достаточно, или хотя бы одну причину, чтобы помочь и спасти человека, который ошибся.
Если мы хотим понять Милосердие Божие и сами стать милосердными, нам нужно услышать призыв к росту и начать расти в соответствии с любовью Иисуса: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Иисус призывает нас, чтобы наше сердце расширялось, чтобы мы возрастали в нашей любви (условной, ограниченной), к Божьей любви (безусловной и безграничной). Это возрастание от своего узкого, жесткого и закрытого сердца к широкому Сердцу Бога.
Иисус зовёт нас: «Придите ко Мне… Учитесь от Меня, ибо Я кроткий и смиренный Сердцем». Этот праздник и Венчик к Божьему Милосердию — это время, чтобы смотреть на Иисуса и время, чтобы более глубоко познавать Его Сердце… Если мы будем учиться от Иисуса и открывать своё сердце для Божьей любви, мы всегда сможем найти причины для того, чтобы помочь, простить, не остановить своего взгляда только на щепке в глазу другого человека, не указывать пальцем на другого, но, широко распахнуть наши руки так же, как распахнулись руки милосердного Отца навстречу сыну, который вернулся.