Site icon Меджугорье

БЛАГОДАРНОСТЬ (о.Любо Куртович, «Молитва о мире» 25.04.2020, текст)

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы выходим на связь через интернет, и я искренне рад всех вас приветствовать! Давайте начнем нашу встречу с крестного знамения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господь да пребудет со всеми нами!

Сейчас практически весь мир охвачен пандемией. Это время страданий, изменения образа жизни, привычек, но обязательно нужно найти в происходящем что-то хорошее. Очень важно позитивно мыслить, искать и видеть положительное, несмотря на то что каждый день мы слышим плохие новости о болезнях, смертях и несчастных случаях. Не осознавая этого, мы погружаемся в негатив и мрак, в то время как наша задача состоит в том, чтобы в окружающем нас мире суметь разглядеть и позитив — и в нас, и вокруг нас.

Любое несчастье и страдание может быть нам во благо. Неспроста говорят: думай не о том, за что дано страдание или болезнь, а о том, куда эти страдания или болезнь ведут тебя. Или еще лучше – к Кому ведут? Замечаешь ли ты в происходящем Того, Кто держит всё в Своей руке? Того, Кто есть Владыка истории, Владыка природных и духовных сил и законов. Мы призваны различать невидимую руку, которая ведет каждый наш шаг, и не усомниться в Том, Кто, как говорит псалом, есть нежность и милосердие, вопреки всему опыту страдания и боли. Он даже самого Себя не пощадил, не избавил от мученичества, чтобы явить нам Свою любовь.

Мы можем поделиться с другими только тем, что носим в сердце, и содержание нашего сердца определяет нашу жизнь. Мы носим её в себе. Это та жизнь, которую мы впитали в раннем детстве и несем с собой до сих пор. Если в детстве тебя недостаточно любили, если ты подвергался жестокому обращению и не чувствовал себя в безопасности, если ты болел или тебя оставляли одного, то твое восприятие жизни безрадостно и мрачно, и твоя реальность – его отражение. Ты носишь в себе эти образы, и как следствие твоя жизнь тоже безрадостна. Если ты носишь в себе травмирующие образы, жизнь будет причинять тебе боль. Необходимо отрешиться, освободиться от таких образов и попытаться заполнить воображение добрыми образами и стремлениями, наполненными нежностью, теплом, доверием и позитивом. Тогда они материализуются и во внешней жизни. Если же твое детство проходило в защищенности материнской и отцовской любви, если в нем не было чрезмерных стрессов и потрясений, если в тебе росло доверие и твое воображение было наполнено прекрасными образами природы, семейной атмосферы и красоты общения с людьми, то твой ум будет наполнен добрыми образами, и они реализуются вовне.

В жизни неизбежны стрессы и негативные впечатления, которые нужно исправлять и преображать в позитивные желания и устремления. Твоя жизнь зависит, в частности, от масштаба и силы твоих устремлений, потому что ты находишься в процессе развития, ты – незаконченный проект. Ты гораздо больше, чем ты есть. Ты подобен зерну пшеницы, которое, если прорастет, станет новым растением и принесет два десятка новых зерен пшеницы. Ты подобен желудю, из которого может вырасти дуб высотой в десять, двадцать или тридцать метров.

Твои образы и мысли – это проекты, над которыми непроизвольно работает все твое существо. Если ты носишь в голове положительные образы, твой ум интегрирует, соберет воедино все твои способности, чтобы реализовать их. Негативные образы, в свою очередь, негативно скажутся на твоей жизни. В этом и заключается разница между предпринимателем-творцом, который готов активно действовать, и человеком, который сломлен, который ни во что не верит, погружен в сожаления и переживает неудачи.

Вера – это ты. Она реализует и усиливает в тебе то, что ты предлагаешь ей как материал. Наполни сегодня свое воображение позитивными, ясными и конструктивными мыслями.

Очень важно прилагать к этому усилия и жить в благодарности. Мария из Назарета – пример благодарения и прославления Бога. Она прожила жизнь, полную боли, преследований и неприятия, но при этом восклицала: «Величит душа Моя Господа», потому что Она всю Себя отдала Ему. Моменты боли и скорби Она проживала, предавая Себя Господу, доверяя Ему, зная, что Господь все оборачивает во благо, даже когда кажется, что все вышло из-под Его контроля.

Если мы посмотрим на прошедшие годы явлений Царицы Мира и Её послания, то увидим, сколько раз Дева Мария говорит о благодарности. Каждое Её послание заканчивается так: «Спасибо, что вы ответили на Мой призыв».

Вспомним некоторые слова благодарности, которые Она обращает к нам из самого Сердца: «Сегодня Я радостна и благодарю вас за молитвы. Пусть эта неделя станет для вас благодарением за все благодати, которые послал вам Бог!»

«Сегодня Я благодарю вас за каждый раз, когда вы открываете свое сердце, и за все молитвы! Я хочу поблагодарить всех, кто слушал Мои послания. Благодарю вас за любовь ко Мне, которую вы выражаете».

«И сегодня Я благодарю вас за все, что вы сделали в эти дни для Меня! Особенно, дорогие дети, Я благодарю вас во имя Иисуса за жертвы, которые вы принесли за эту прошедшую неделю».

«Дорогие дети, вы забываете, что Я прошу вас о жертвах, которые помогут изгнать сатану».

«Молитесь, чтобы ваша жизнь была радостным благодарением, проистекающим из вашего сердца, как река радости».

«Детки, благодарите непрестанно за все, чем обладаете, за каждый малый дар, который Бог даровал вам, чтобы радостное благословение всегда сходило от Бога на вас».

«Благодарите Бога, потому что все есть дар Божий вам. Так вы сможете в жизни благодарить за все и открывать Бога во всем».

«Пусть каждый день будет исполнен благодарной молитвой Богу за жизнь и за все, что вы имеете».

Худший и самый опасный из человеческих недостатков – неблагодарность. Быть благодарным значит быть открытым к новым возможностям в жизни. Ты не сам себе даровал жизнь. Все, что ты имеешь, подарено тебе свыше. Каждый миг твоего дня, каждая новая неделя, месяц и годы твоей жизни – это дар свыше. Ты не прилагал усилий, чтобы у тебя были родители, окружающая природа, собственное тело. Все это ты получил. Благодарил ли ты когда-нибудь Бога, что Он все это тебе даровал и ввел тебя в жизнь?

Благодарен тот человек, который смог увидеть, что его дни и жизнь зависят от Бога. Благодарен тот, кто убедился, что человек живет больше тем, что получает, чем тем, что создает. Человек, по сути, живет настолько, насколько он благодарен.

Неблагодарный считает, что все, что он имеет — дом, в котором живет, родители, школа, воздух, которым дышит, произведения искусства, которыми любуется — все принадлежит ему, и он никому за это не обязан. Неблагодарный не нуждается ни в ком, другие люди нужны ему только чтобы подчинить их себе и использовать в своих интересах. Неблагодарный человек поэтому – эксплуататор, вор, а то и убийца. Он живет эгоистично, эксплуатируя чужое. Получив от Бога и от людей, распоряжается их дарами, как будто они — его собственность. Он живет за счет людей, а ведет себя, как будто это люди живут за его счет.

Человек – не самодостаточное существо. Он питается внешними ресурсами – воздухом, которым дышит, водой, которую пьет, пищей, которую ест, работой, которую исполняет. Он постоянно обращен вовне, полностью зависит от внешней среды; он не в состоянии жить без воздуха, которого не производит, воды, которую не создает, пищи, ради которой должен трудиться, людей, которые помогают ему стать тем, кем он стал.

Нам это кажется очевидным. Мы не задумываемся об этом. Лишь в чрезвычайных жизненных ситуациях мы осознаем, насколько важно то, от чего мы постоянно зависим. Когда загрязняется воздух, когда мы остаемся без воды или съедим что-то испорченное, когда нас кто-то обидит – только в этих крайних, экстремальных ситуациях мы замечаем, насколько важно то, о чем мы, в основном, даже не задумываемся.

А что, если и с Богом так же? Что, если Бог – необходимое условие нашей жизни и существования?

Верующий человек – человек благодарный, который видит и понимает, что Бог – необходимое условие того, что мы вообще живем. Это Тот, Кто держит в Своих руках каждый наш шаг и всю историю человечества.

Благодарный человек – человек видящий. Он видит мир и вещи такими, какие они есть. Благодарный человек — тот, кто постоянно учится, все замечает и умеет удивляться. Благодарные люди – люди большого сердца, смиренные и мужественные. Они умеют примиряться, просить прощения, умеют понимать, смотреть на мир светлым взглядом, способны зажигать свет там, где тьма. Они способны останавливать войны.

Иисус для нас – образец благодарного человека. Когда Вероника протянула Ему плат, чтобы Он отер Свое вспотевшее и окровавленное лицо, Он из благодарности вернул ей Свой образ и прославил ее. Тысячелетиями ее вспоминают как женщину, которая помогла Иисусу. Только благодарные обретают славу. Неблагодарные остаются в бесславии, в одиночестве, они уже мертвы. Благодарные умеют отдавать, потому что им всегда есть что дать.

Хочу привести пример: 90-летнему старику, перенесшему в Италии коронавирус, вручили счет за использование аппарата ИВЛ на 500 евро в день. Он задумался, и врач участливо спросил, сможет ли он оплатить сумму счета. В ответ старик поделился вдруг настигшим его осознанием, что вот уже 90 лет он бесплатно дышит воздухом и никогда не задумывался о том, что это дар, за который он еще ни разу не платил. Пока мы не утратим что-то ценное, мы чаще всего даже не замечаем это что-то. Пока у нас что-то не заболит, мы не осознаем и не думаем о существовании внутренних органов. Мы не беспокоимся о здоровье, пока не появится боль.

Иметь возможность дышать без аппарата, есть своими зубами, а не через зонд, выйти на прогулку, когда захочешь, получать удовольствие от солнца, воздуха, моря, цветов, радоваться щебетанию птиц, лету и зиме, дождю и ветру — все это дар. Сколько прекрасного окружает нас каждый день, накрывает с головой, а мы этого даже не замечаем.

Мы можем проклинать ситуацию, в которой оказались, жаловаться, не соглашаться с решениями органов власти, выполняющими свою работу, но это не поможет изменить ситуацию. А вот её принятие может нас чему-нибудь научить. Можно начать обращать внимание на красоту жизни. Открывать, как мы на самом деле счастливы. Счастье не зависит от внешних обстоятельств, пенсионных накоплений и средств в банке. Счастье – это состояние ума.

Если воспринимать жизнь с точки зрения вечности, то все – дар. Умение ходить – дар. Свобода передвижения – дар. Дар – иметь питьевую воду и свежий воздух, дар – люди, которых мы встречаем: министр и полицейский, пекарь и врач, и мусорщик.

Дар – свобода вероисповедания и совести, свобода слова, мир в своей стране, возможность пойти в церковь, участвовать в св. Мессе, исповедаться.

Дар – Папа, епископ, священник, монашествующие. Лишь оставшись без них, мы замечаем, что были ими одарены. Благодаря существованию смерти мы можем осознать, что и жизнь – это дар. Всегда, когда нам что-то дарили в детстве, нас спрашивали: «Что надо сказать?»

Мне жаль тех, кто живет без Бога. Им некого поблагодарить за то хорошее, что они переживают. Из сердца, переполненного благодарностью, льется молитва. Благодарственная молитва – это переживание тех даров, которыми мы осыпаны. Можно быть счастливым и в карантине, и в изоляции, и на больничной койке. Можно быть полным благодарности, молиться везде, на всяком месте, дома, в семье. Семья – это малая Церковь.

В Страстную неделю мы могли с благодарностью пройти все этапы Христовой Пасхи, Его крестного пути, пережить опыт богооставленности, ощутить бремя греха, космическое одиночество, ночь души, поругание неблагодарными, Голгофу и смерть.

Пасха, Христово Воскресение – это дар верности и постоянства среди несчастий жизни. Иисус – залог Воскресения. Благодарим Тебя, Иисусе. Давайте произнесем это.

Хочу рассказать вам об одном исследовании. Несколько сотен людей разделили на три различные группы.

Группа 1 вела дневник всего происходившего с ними за день — как хорошего, так и плохого.

Группа 2 вела дневник всех неприятных и негативных опытов дня (не искушение ли это для всех нас – в завершение дня сосредоточиться на всем плохом, что с нами произошло?)

Группе 3 сказали, чтобы они ежедневно составляли список того, за что они благодарны, то есть вели дневник благодарности. Результаты оказались впечатляющими.

По результатам эксперимента группа благодарности – группа 3 — находилась в заметно лучшем физическом, психическом и духовном состоянии. Физически участники были более активны, имели меньше телесных симптомов и лучше спали. Психически они проявляли больше собранности, энтузиазма, решительности и энергии, имели более низкий уровень депрессии и стресса и более высокий уровень оптимизма и удовлетворенности жизнью, не отрицая при этом негативные аспекты своей жизни.

Духовно – с большей готовностью помогали другим, меньше завидовали, были настроены менее материалистично, чаще присутствовали на религиозных службах и были больше включены в церковную жизнь. Так что нет сомнений, что быть благодарными полезно!

Духовные аспекты благодарности

Благодарность – неотъемлемая часть христианской жизни. Можно утверждать, что неблагодарный человек не является христианином.

В Первом послании к Фессалоникийцам (5:16-18) мы читаем, что благодарение – дело, которое христианин никогда не должен оставлять: «Всегда радуйтесь! Молитесь непрестанно! За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия!».

Подобное говорится и в послании к Колоссянам (3:15-17): «Будьте благодарны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Благодарение – это база для восприятия всего и основное дело христианина. В Новом Завете даже сказано, что те, кто не благодарит, не спасены.

Неблагодарные — ахаристои – отвергнуты (2 Тим 3:2): «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы…», тогда как харистои благодарят и спасены (Кол 3:15): «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте благодарны».

Слова, предваряющие вторую Евхаристическую молитву Мессы, имеют глубокий богословский смысл: «Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Святой Отче…»

Мы, христиане, не просто благодарим Бога, потому что так должно, но и потому что это — наше спасение. Вдумайтесь, насколько это удивительно: наше спасение – в том, чтобы благодарить!

Благодарить — значит быть христианином и быть спасенным. Вспомним притчу о десяти прокаженных (Лк 17: 11-19):

 «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».

Этот евангельский отрывок часто истолковывают неполно. Думаю, мы упускаем его силу и глубину. Иисус исцеляет десять прокаженных, но только один из них возвращается и благодарит. Мы можем подумать: «Очень плохо, что только одному из них хватило приличия, чтобы прийти и поблагодарить». Вернувшись, он не протягивает Иисусу руку в знак благодарности. Вместо этого он падает ниц к Его ногам, благодаря Бога. Во времена Ветхого Завета народ падал ниц, лицом на землю, во время теофании, когда являлся Бог. Этот прокаженный понял не только то, что исцелился, но и что совершил это Бог. Он пал лицом на землю к ногам Иисуса, благодарил и прославлял Бога. Тогда Иисус произносит слова спасения: «Иди, вера твоя спасла тебя». Это одновременно акт признания того, что Бог совершил для него, и благодарения, что этот человек спасен.

Что ограничивает наше сознание и рост? Как же нам стать благодарными? Трудный вопрос. Чтобы человек смог ощутить благодарность и мир, он должен сначала осознать свою злобу, гнев и другие раны, которые скрыты и отравляют дух.

Святая Тереза Авильская сравнивала молитву с разговором двух друзей в том смысле, что друзья говорят друг другу правду. Она и сама проявляла эту честность в отношениях с Богом, говоря Ему: Если Ты так Себя ведешь со Своими друзьями, неудивительно, что у Тебя их так мало.

Существует около 30 псалмов, которые можно назвать псалмами потерянности или темными псалмами. Псалмопевец в них страдает и открыто и честно говорит обо всем Богу. Мы чувствуем, сколько в этих псалмах боли, а иногда и злобы.

Почему же с такой откровенностью обращается к Богу сын Израиля? Потому что «именно в таких местах смерти, как в этих псалмах, Бог даёт новую жизнь… Сын Израиля принимает тьму как часть новой жизни, словно не зная другого пути к ней». Стоит отметить, что псалмы составляют значительную часть богослужений Церкви, например, Литургии часов.

Наша духовная жизнь не должна быть оторвана от материальной. Нельзя допускать этого состояния. Чтобы заново их связать, необходимо по крайней мере полчаса в день просто садиться, открывать сердце и впускать туда Бога, чтобы Он видел, что происходит в нашей жизни, особенно в состоянии страха, злобы или жизненных трудностей. «Будь открыт, честен перед собой и перед Богом».

Чтобы обрести новую жизнь, нужно спуститься в самые темные глубины своей души. Новая жизнь приходит, когда мы дотрагиваемся до мертвых мест души и показываем их Богу.

Не бойтесь!

Страх парализует психику, не дает нам довериться ближнему, разрушает человеческие отношения. Он мешает нам заглянуть внутрь себя и спуститься в темные закоулки души, тормозя наше преображение. Удивительно, сколько раз Иисус подбадривает нас и говорит: «Не бойтесь!». Страх разрушает саму основу веры – доверие Богу. Свою первую речь в качестве Папы Иоанн Павел II тоже начал со слов «Не бойтесь».

Страх парализует психику. Страх убивает отношения. Страх не дает нам принять крест страдания, который ведет нас в вере к воскресению благодарения и радости.

Молитва

Господи Иисусе, лишь один человек – и тот чужестранец — пришел поблагодарить Тебя за исцеление от проказы; лишь один самарянин из десяти, пришедших к Тебе в крайней нужде и несчастье. И я могу узнать себя в тех, кто не счел необходимым вернуться и воздать Тебе благодарность.

И мне Ты даровал жизнь, а я, бывает, жалуюсь Тебе на этот дар. Ты одарил меня родителями, а я иногда ропщу, что Ты не дал мне родителей получше. Ты даровал мне мир, в котором я живу, а я воспринимаю его как место наказания и проклятия. Ты даешь мне жизнь и здоровье, а мне всё время не хватает каких-то мелочей.

Я не умею благодарить, не умею сказать Тебе спасибо за всё, что Ты непрестанно даешь. Не умею благодарить за каждый день, за солнце и людей, за друзей и родителей, за братьев. Не умею благодарить Тебя за воздух, которым дышу, за то, что эта земля рождает плоды, которыми я ежедневно питаюсь. Не умею благодарить Тебя за возможность достойно жить и делиться с теми, кто нуждается в хлебе и слове. Не умею благодарить, что я не прокажен, не умею признавать, что это – Твой дар, а не моя заслуга или право. И я, как эти девять прокаженных, считаю, что Ты обязан дать мне здоровье и благополучие, что я имею на них право, и что Ты был бы плохим и несправедливым, если бы мне их не дал. И мне иногда кажется, что мне вовсе не за что Тебя благодарить, поскольку все это Ты мне и так должен.

И я часто забываю, что всё, что я имею и кем являюсь, — Твой дар, знак Твоей великой доброты и любви. Я забываю, что Ты — любовь, милосердие и благость, и только в них заключается Твоё отношение ко мне. Забываю, что милосердие, о котором взывали и эти прокаженные, — дар Твоего доброго Сердца, а не что-то, что мне причитается по праву.

Потому, Иисусе, научи меня быть благодарным. Я чувствую, что благодарность – подлинный акт веры. Благодарность – проявление сердца, которое чувствует и верит, что живет исключительно Твоей добротой и любовью. Благодарность – проявление веры в Твою несказанную доброту и Твою спасительную любовь.

Я хочу верить, Иисусе. Я хочу, чтобы моя жизнь стала песнью благодарности за жизнь и здоровье, за веру и молитву, за Церковь, за Таинства, за благословения и благодати, которыми Ты непрестанно укрепляешь и поддерживаешь мою жизнь. Благодарю Тебя, Иисусе, за все, что Ты непрестанно мне даешь. Прими мое благодарение Тебе и за все то, за что я Тебя еще никогда не благодарил.

Я вернусь, Иисусе, и буду благодарить Тебя в воскресной Евхаристии. Благодарю Тебя, ибо достойно и праведно благодарить Тебя всегда и везде. Аминь.

Мир и добро!

Exit mobile version