На протяжение юбилейного года фатимских явлений мы наблюдали за явлениями Девы Марии в Фатиме и их значением в последнем столетии глазами Святейших отцов. Каждый из них, несмотря на трудности, старался ответить на призыв Богородицы в Фатиме и передать Ее послания народу Божьему.
Период, начиная с начала 19 века и до наших дней, церковные историки и мариологи называют «эрой Марии». Что стало тому причиной? С одной стороны — ряд явлений Марии в разных странах Европы. Вот несколько примеров: 19в.: Париж, Лурд, Ла-Салет; 20в.: Фатима, Борен, Банё. С другой стороны — скорое развитие учения Церкви о Божьей Матери, в первую очередь — через Понтификов.
В 19-м и 20-м столетиях Папы провозгласили два догмата о Богородице и написали много энциклик о Ней. Европу переполняли войны и революции, а вместе с ними множество лжеучений (атеизм, либерализм, релятивизм, секуляризм…) и гонений на Церковь и Пап. Именно в это время Дева Мария не оставляет Своих детей в беде, а молитва Розария и почитание Матери Божией, которые активнее всего распространяют Святейшие Отцы, стали главным средством в борьбе со злом.
“Через Марию с Петром ко Христу!” — это выражение отражает важность особой связи апостола Петра и Марии, а также показывает путь, которым Господь ведет Церковь.
С розарием в руках
В преддверии 20-го века Папа Лев XIII в своих энцикликах о Деве Марии и Розарии учит: “Розарий — это самая сильная молитва. Силой ее наделяет Сама Небесная Царица. Это лучшее средство в борьбе против лжеучений в Церкви и обществе и вознаграждение за оскорбления Господа. Розарий — это высшая школа веры и христианской общинной жизни.” Отголоски этого послания мы слышим позднее в явлениях в Фатиме.
Перечислим – по нашим наблюдениям — несколько конкретных заслуг, которые Понтифики с особой благодарностью причисляют Фатимской Деве:
- Покровительство и помощь Португалии во времена гонений церкви в начале 20-го века (Пий XII);
- Покровительство о 2-м Ватиканском соборе (Павел VI);
- Спасение личной жизни (Иоанн Павел II);
- Победа над коммунизмом в России, окончание холодной войны и разрушение железного занавеса (Иоанн Павел II).
Суть фатимских посланий, согласно толкованию Церкви, на сегодняшний день
Грешная жизнь человека является причиной множества бед. Знаком этого времени стали тоталитарные режимы совершавшие массовые преступления не только против христиан, но и против всего человечества. Церковь во главе с Папой проходит свой тяжелый Крестный путь гонений.
Это символический образ 20-го века, описанный в Тайнах, данных в Фатиме. Однако, они дают также и ответ на эту ситуацию:
- Призыв к покаянию и обращению. Ведь человек всегда имеет выбор и может решиться на добро.
- Кровь мучеников не остается бесследной и получает свою первую награду в соединении со Страстями Христа.
- «Да будет» Марии позволило Сыну Божию стать человеком. Он же, придя в мир и даровав нам благодать спасения, говорит: “Я победил мир” (Ин 16,33). Торжество Непорочного Сердца Марии участвует в этой пасхальной «победе над миром» Ее Сына.
- Призыв к участию в этой борьбе и победе – это призыв к каждому человеку, сотрудничая с благодатью Божьей, совершать личное покаяние, соединенное с заботой и молитвой о спасении душ.
Действенность Божьей благодати мы можем видеть в падении тоталитарных режимов, в первую очередь, коммунизма в Советском Союзе во время понтификата Иоанна Павла II.
Главный смысл Тайн, по словам сестры Люсии — укрепить нас в вере и милосердии. Поэтому, хотя пророческое содержание посланий, по-видимому и принадлежит прошлому, но его смысл по-прежнему актуален и сегодня, ведь человечество продолжает быть терзаемо воинами, а в мире на место атеизма тоталитарных идеологий, приходит атеизм светского гуманизма.
По примеру всех Понтификов фатимского столетия, и мы можем каждый день посвящать себя, наши семьи, молитвенные группы и приходы, и весь мир Непорочному Сердцу Марии с верой в то, что Она сказала в Фатиме: «В конце Моё Непорочное Сердце восторжествует».