«Поститесь сердцем»: Пост и духовное здоровье (Славко Барбарич OFM)

Теперь, когда мы рассмотрели пост по отношению к телесному и душевному здоровью, попробуем рассмотреть пост в связи с духовными плодами поста и молитвы.

Цель христианской жизни – уподобление Христу, полное отождествление с Ним. Мы призваны принимать и стараться жить всем, что нам в этом способствует, для того, чтобы это уподобление действительно произошло. Пост и молитва имеют смысл не сами по себе, но лишь относительно движения к цели. Христианин, который желает стать подобным Христу, должен ставить себе для достижения совершенно конкретные цели. Говоря о духовном здоровье, стоит отметить, что хотя оно сказывается положительно на здоровье — душевном и телесном, это никак не означает, что телесная болезнь – признак расстройства здоровья душевного и духовного. Известны святые, которые всю свою жизнь болели, однако за время болезни достигли совершенного духовного здоровья.

Существует и надежный критерий духовного здоровья — это внутренняя свобода, способность любить и прощать, великодушие и благодарность, а отсюда мир, совершенное предание себя воле Божией и готовность жертвовать своей жизнью за других. Иными словами, цель христианской жизни – стать способным сказать Богу и ближнему, с которым живешь: «Моя жизнь — для тебя, все, чем я одарен – на служении тебе».

Тексты о тишине

«Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“, тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».

Откровенные рассказы странника духовному отцу

IMG_1915«Когда человек молчанием приготовит в себе покой так, чтобы не стало никакого волнения, тогда является Господь, как Илии, в тихом веянии, и просветляет ум».

Иоганн Таулер 

«Внутренняя молитва – молчание, «знак приходящего света» (Св. Исаак Ниневийский) или «молчаливая любовь».

Св. Иоанн Креста

«Отстранить все, что на нас находит, — это путь к Богу; отстранить все громкое, кричащее и нечистое, отстранить все мирское. Однако когда мы удалили из нашей души все мирское – что остается тогда нам, мирским? Молчание. Тьма. А в той тьме – Бог».

Дионисий Ареопагит

«Чем ближе мы к Богу, тем более скупыми делаются наши слова. Когда мы употребляем много слов — вместо поклонения, вместо почитания, вместо того, чтобы в благоговении пасть на колени, мы еще далеки от Бога. Чем ближе мы к Богу, тем ставится тише. И начинается молчание. Тогда и вопросы прекращаются: тогда мы рядом с Богом».

Дионисий Ареопагит