Эсхатологический аспект поста

Христианин следует за Христом. Христос – паломник, вышедший навстречу человеку, которому грозит опасность заблудиться, сбиться или остановиться на пути. И с того момента, когда происходит встреча Иисуса с человеком, человеческий путь и жизнь также становятся паломничеством. Все оборачивается ко благу. Иисус сопровождает человека и делается ему Путем, Истиной, Жизнью, Светом и Пищей.

Человек по сути – паломник, который в качестве ответа на свои вопрошания во всем ищет Бога, и ему нехорошо, если он позволяет чему бы то ни было земному поработить себя или остановить на пути. Потому он должен оставаться свободным и не позволять себе становиться рабом этого мира, который делает человека зависимым. Когда христианин решается избрать пост и постится, он тем самым свидетельствует о своей вере в окончательную реальность, длящуюся бесконечно. Поститься означает становиться свободным от земного и не позволять земному помутнить свой взгляд на вечное.

Христос – паломник, вышедший навстречу человеку…

Достаточно даже поверхностного взгляда на библейское повествование, чтобы заметить, сколько раз в нем говорится о пирах и трапезах – как обычных, человеческих, так и священных, а в Новом Завете — о трапезах Христа и о трапезе эсхатологической. Более восьмидесяти раз мы встречаем описание трапез в самых различных ситуациях. Самая известная из них — это пасхальная трапеза в воспоминание удивительной любви, которой Бог возлюбил израильтян и вывел их из Египта. Вот что сказано израильтянам об этой трапезе, которую ни один израильтянин не смеет и не в силах забыть (см. Исх.12 и 13): «В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола…»(Исх. 12:3-5).

Ясно определено и то, как именно следует его есть: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх.12:11).

При том, что эта трапеза имеет реальный исторический контекст, значение ее вместе с тем совершенно эсхатологическое, поскольку она представляет собой образ евхаристической трапезы. Иисус совершает пасхальную трапезу со своими учениками и дарует евхаристию. Он – Агнец Божий, который отдает Себя ради жизни не только израильского народа, но и всего мира (см. Лк 22,7-18 и др.).

Трапезе, о которой говорит пророк Исайя в 25 главе, также в некотором роде присуще эсхатологическое значение: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Ибо рука Господа почиет на горе сей» (Ис 25:6-10).

Иисус рассказывал о Царствии Божием при помощи образов и сравнений, часто употребляя образ трапезы. Одновременно Он говорит о вечной трапезе Царствия Божиего. Так, евангелист Лука приводит слова Иисуса:

«Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22:28-30).

После установления Евхаристии Иисус говорит: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26:29).

Это будет трапеза с праотцами веры: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»(Мф 8:11,12).

Пост делает человека способным ждать и не уставать от ожидания… свидетельство ожидания вечного пира в Царствии Божием…

Существуют и условия участия в трапезе: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф 22:2,3, 11,12).

Трапеза приготовлена, все призваны – но не все отзываются, а среди отозвавшихся не все готовы приступить.

Иисус говорит об ожидании Жениха, так как лишь с его приходом может начаться пир. Различно поведение [призванных] и, в конечном счете, исход. Девы ожидают жениха, чтобы войти с ним на пир, но поскольку он опаздывает, засыпают. На пир вошли пять из них – те, у кого было масло в светильниках, пять же других названы безумными, поскольку оказались не готовы войти (см. Мф 25, 1…). Нужно бодрствовать и ждать. Если слуга решит, что господин опаздывает, если он больше не готов ждать, то есть отказывается от аспекта ожидания и обращенности к будущему [в своей жизни], то поворачивается к самому себе, еде, питью — и за этим следуют недоразумения, конфликты, войны (Мт 24, 45).

Пост делает человека способным ждать и не уставать от ожидания, и в то же время представляет собой непосредственное свидетельство ожидания вечного пира в Царствии Божием. Тогда исполнится все, что сказано в книге Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Фрагменты из книги отца Славко Барбарича «Поститесь сердцем», Глава 4,  4.25